Как правило, в реальной речевой практике слово «скандал» употребляется в двух основных тесно связанных между собой значениях. Во-первых, под скандалом понимают определенное событие, действие или поведение, затрагивающее моральные чувства общественности. Во-вторых, слово «скандал» применяется для обозначения негативной реакции общества на это событие.
В словарях первое значение скандала иллюстрируется при помощи отсылок к таким понятиям, как бесчинство, драка, непристойность, неверность, оскорбление, проступок и т.д. Все эти понятия относятся к разным формам отступления от морального порядка. Таким образом, первоочередным условием для возникновения скандала можно считать действия, выходящие за границы принятых в обществе норм.
Скандал во втором значении – это публичная реакция на нарушение нормативного порядка. В словарях этот смысловой блок передается при помощи отсылок к таким словам, как бесчестье, дискредитация, позор, стыд, шок и т.д. Второе значение скандала представляется вторичным производным: для появления реакции публики на событие требуется как минимум наличие самого события. По крайней мере в словарях скандал объясняется как реальное происшествие, инцидент, а не как отклик на него. Однако в действительности ключевым для понимания скандала представляется именно второе значение.
Скандал – это состояние общественного мнения, которое способно основываться не только на произошедшем событии, но и на ложных утверждениях или слухах. Реальное событие при этом может вовсе отсутствовать: оно не входит в число обязательных условий возникновения скандала.
Кроме того, далеко не всякое отступление от общепринятого нормативного порядка способно послужить поводом для скандала. Реальной возможностью привлечь к себе внимание публики обладают только достаточно серьезные проступки. У незначительного нарушения правил дорожного движения или норм трудовой дисциплины практически нет шансов вызвать широкий общественный резонанс. В конкуренции за публичное внимание, которое является дефицитным ресурсом, «выживают» проступки, обладающие наибольшей сенсационностью. Необходимо отметить, что эпитет «скандальный», который в живой речи прочно ассоциируется с развлекательностью, весьма редко используется для обозначения чрезвычайно масштабных и жестоких действий (таких, к примеру, как военные преступления нацизма). Как правило, большинство скандалов связано с проступками «средней тяжести»: растратами, подлогами, непристойным поведением, оскорблениями в адрес каких-либо социальных групп и т.д.
Другое условие, необходимое для возникновения скандала, заключается в том, что нарушения норм должны до определенного момента скрываться, держаться в секрете от широкой публики. Скандал невозможен без разоблачения: он разражается, если в область зрения попадает нечто, бывшее ранее тщательно оберегаемой тайной. Неслучайно подавляющее большинство скандалов связано с раскрытием подробностей интимной жизни публичных людей, закулисных политических сделок или тайных договоренностей предпринимателей. И наоборот – почва для скандалов становится чрезвычайно зыбкой в областях, где присутствуют прозрачность, подотчетность и социальная ответственность.
Этимологически слово «скандал» восходит к общеиндоевропейскому корню scand со значением «скачок», «прыжок», что указывает на скачкообразный характер перехода от незнания к знанию, от положительной оценки к негодованию.
Одновременно в ходе скандала происходит почти карнавальное переворачивание социальных ролей: те, кто претендовал на позиции властителей дум, оказываются развенчанными и низведенными до положения подсудимых, оправдывающихся перед общественным мнением. Обычная же публика получает возможность возвыситься до положения судьи и обвинителя.
Для того чтобы событие имело шансы превратиться в скандал, необходимо наличие публичного пространства, в границах которого информация могла бы относительно свободно циркулировать. Неслучайно первые крупные скандалы в Европе начали фиксироваться в XVI веке, то есть одновременно с формированием институтов гражданского общества и появлением прессы современного типа. Тогда же слово «скандал» начинает широко употребляться в разговорной речи. Начиная с конца XVI века и на протяжении всего нового времени постепенно изменились отношения между частной и публичной деятельностью известных лиц, и их личная жизнь становилась все более открытой для общественности. Демократизация общественной жизни привела к тому, что к XIX веку скандал стал значимой формой общественного контроля над поведением публичных фигур.
Для разворачивания скандала необходима массовая реакция на ситуацию, подразумевающая вовлечение в сферу его обсуждения большего количества людей. Если проводить ассоциацию с жанрами искусства, то скандал наиболее адекватно может быть воспроизведен теми жанрами, в которых присутствует сильное хоровое начало. Это, например, классическая греческая трагедия (в основе которой всегда лежали сложные конфликты и столкновения ценностей) или новоевропейский полифонический роман (классическими образцами которого являются произведения Ф.М. Достоевского). В современном мире основным пространством конструирования и драматизации скандала являются СМИ и Интернет. Новостные службы, блоги, форумы, социальные сети, телепередачи позволяют за короткое время вовлечь в обсуждение скандальных событий огромные массы людей, сделав то или иное событие объектом внимания миллионов.
Поскольку скандал является публичным откликом на спекуляции СМИ, для него характерны яркие эмоциональные переживания событий. Вскрытые прессой злоупотребления и проступки закономерно вызывают гнев, негодование публики. При необходимости эти чувства и эмоции можно конвертировать в конкретные деструктивные действия: так, соответствующим образом оформленная информация о проступке может привести к дискредитации лиц, организаций и социальных групп, расколу общественности, смене элит. Фактически тот, кто способен грамотно организовывать и режиссировать скандал, обладает серьезным инструментом воздействия на общество.
У широкой публики скандал провоцирует сложные двойственные чувства, где присутствует не только неприятие, но и удовольствие. Публика не просто возмущается чужими проступками, но и жаждет скандалов, поскольку для нее они служат неисчерпаемым источником развлечения. Положительные эмоции от скандалов связаны прежде всего со снижением образа известных лиц, разрушением их претензий на исключительность, низведением их до уровня обычных людей с низменными желаниями и склонностями. Скандалы – в определенном смысле – утверждают всеобщее равенство (хотя это равенство и происходит по самой нижней границе человечности). Более того, для многих законопослушных людей скандал – это повод почувствовать свое моральное превосходство над крупным политиком или деятелем культуры, не способным контролировать свои желания. Наконец, само наличие скандала является показателем того, что виновные выявлены и разоблачены. Если же они в результате скандала еще и лишились высоких постов и влияния, это поддерживает представления публики о том, что она способна держать действия лиц, облеченных властью, под строгим общественным контролем.
В то же время скандал, сигнализируя о проблеме, способствует активизации поисков ее решения.