Красным цветом на карте России обозначены наиболее ваххабизированные территории. Хотя к 2013 году присутствие ваххабитских общин наблюдается во всех российских регионах, за исключением Чукотского АО (выделен желтым цветом). Иллюстрация Михаила Митина
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
1. ВАХХАБИЗМ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ АНТИРОССИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
1.1. Определение ваххабизма
1.2. История распространения ваххабизма в современной России
1.3. География ваххабизма в России
1.4. Панисламистское лобби в России
1.5. Противодействие распространению в России ваххабитских и панисламистских течений
1.6. Выводы и рекомендации
2. ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ, СЕПАРАТИЗМ
И ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В ПОВОЛЖЬЕ
2.1 Национал-сепаратизм в республиках Поволжья
2.2. Исламский фундаментализм в Поволжье
2.3. Реакция русских на этноконфессиональные процессы в регионе
2.4. Выводы и рекомендации
3. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В СОВРЕМЕННОЙ
ЭТНО- И РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ РОССИИ
3.1. Социально-политическая ситуация
3.2. Религиозный экстремизм (основное распространение – Восток региона)
3.3. Этнический национализм (основное распространение – Запад региона)
3.4. Позиционирование Северного Кавказа и стихийный «русский ответ»
3.5. Выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этноконфессиональные угрозы национальной безопасности России могут быть распределены по степени опасности исходя из количества преступлений, совершаемых носителями радикальных этнических и религиозных идеологий. При этом почти все террористические атаки в России совершаются исламскими радикалами, лидирующими и по количеству других преступлений экстремистского характера. В регионах России, населенных традиционно мусульманскими этносами, исламский радикализм тесно взаимодействует и переплетается с этнонациональным сепаратизмом. Это Поволжье (в первую очередь республики Татарстан, Башкортостан) и Северный Кавказ. Поэтому в настоящем докладе подробно рассматривается этнополитическая обстановка в указанных регионах, детально анализируется взаимодействие ваххабизма и сепаратизма мусульманских этносов России.
Неизбежно ограниченный объем одного доклада не позволяет рассмотреть в нем одинаково подробно все существующие этноконфессиональные угрозы. Преобладание опасности радикального политического исламизма побудило вынести детальный разбор прочих экстремистских течений этнического и религиозного свойства за рамки настоящего документа.
Часть вторая