В 2010 году Россию потрясла история Артема Савельева, взятого американцами из приморского детдома. Семилетнего мальчишку приемные родители посадили в самолет и отправили в Москву. В кармане у него была записка, в которой усыновители просили забрать Артема обратно. Вышвырнув ребенка из дома, как котенка, они нарушили все нормы отказа от усыновления. Тем не менее принятие «антимагнитского закона» возмутило приморцев, активно обсуждающих эту тему в соцсетях. Особой атаке подверглась приморский сенатор Татьяна Заболотная, заявившая, что русские женщины рожают детей не для Америки. Все пять приморских депутатов Госдумы поддержали документ. Одобрили его и ряд приморских депутатов, среди которых были и единороссы, и представители КПРФ. «Закон направлен на защиту прав граждан РФ. Правильнее бы направить его на защиту прав человека, но федеральный законодатель решил иначе», – пояснил вице-спикер краевого парламента Джамбулат Текиев. Но первые лица края предпочли отмолчаться.
Не разделили мнение президента его доверенные лица в Приморье. «Так быстро и квалифицированно ответить на «Акт Магнитского» – впечатление, что это просто «ответ Чемберлену». Мало думали, мало взвешивали – заявил на пресс-конференции руководитель ОНФ Михаил Ермаков. «Закон в той части, которая запрещает нашим детям выезд в Америку, совершенно неправильный, – согласно и еще одно доверенное лицо Путина, экс-депутат краевого парламента Анатолий Беляев. – О детях благополучные люди, принимающие закон, по-видимому, не думали».
По данным краевого Департамента образования, в Приморье работают 28 детских домов и домов ребенка, в которых проживают около 3700 детей. В очереди на усыновление – более 3 тыс. детей от нуля до 18 лет. Львиная доля детей – социальные сироты. Ни одного воспитанника нельзя назвать здоровым ребенком. В крае с каждым годом сокращается число усыновителей: в 2009 году – 174 ребенка, в 2010 году – 161 ребенок, в 2011 году – 155. В прошлом лишь 139 российских семейных пар взяли в семью чужого малыша, 85 усыновителей – иностранцы. Берут в семьи детей в основном бездетные пары со средним уровнем достатка. По данным подкомиссии по детскому благосостоянию Совета Федерации, из 83 субъектов Федерации Приморье по числу детских домов на душу населения находится на 13-м месте.
Забирать из детдомов сирот на воспитание местные политики, чиновники и депутаты не спешат. Но рассчитывают, что компенсацией за запрет на усыновление иностранцами может стать краевой закон о финансовой поддержке приемных семей. Он предполагает выделение семье, взявшей ребенка на воспитание, 1 млн. руб. «В последнее время актуальность этого закона значительно возросла, – считает один из его авторов, глава комитета Заксобрания эсэр Константин Межонов. – Главная цель – стимулировать российских усыновителей». Депутат утверждает, что цифра вознаграждения не взята с потолка: ребенок в Приморье находится в детском доме в среднем около четырех лет, а его содержание обходится краевому бюджету в 250 тыс. руб. в год. Деньги, которые смогут получить приемные родители, можно потратить на улучшение жилищных условий и лечение детей.
Чиновники краевой администрации отнеслись к проекту без восторга, дескать, масса неблагополучных приморцев в жажде наживы ринутся усыновлять детишек. Сомневались и в финансовых возможностях краевой казны. «Даже если число усыновителей увеличится вдвое, то в год на исполнение документа потребуется 25 миллионов рублей», – оппонирует Межонов, полагающий, что бюджет получит дивиденды от закрывающихся детдомов.
Владивосток