Иллюстрация Вадима Мисюка
До конца этой недели на рассмотрение в Госдуму будет внесен законопроект, устанавливающий приоритет отечественной продукции, товаров и услуг перед импортными аналогичного качества. Об этом «НГ-политике» сообщил сам автор документа, вице-спикер ГД Сергей Железняк. «Мы должны развивать собственную экономику, создавать свои рабочие места, увеличивать возможность достойного труда и реализацию человеческих талантов у нас в стране, – пояснил инициатор новации, – а для этого нужно, чтобы и государство, как один из крупнейших закупщиков или покупателей, тоже было ориентировано на поддержку отечественной промышленности». И тут же уточнил, что речь идет только о тех ситуациях, когда есть качественные российские аналоги тех или иных товаров.
Разговор с депутатом случился в день президентского Послания Федеральному собранию РФ, и, возможно, воодушевленный темой патриотизма, сквозной темой, проходившей через все полуторачасовое обращение Владимира Путина, зампред нижней палаты парламента уверенно рисовал перспективы будущего засилья российских технологий, товаров и услуг для нужд бюджета: «Мы будем требовать, чтобы госзакупки подвергались постоянному отечественному мониторингу и контролю, чтобы чиновники не пытались эти вещи интерпретировать или вообще сорвать контракты». Определять степень качества, по словам Железняка, будет «конкурсная комиссия, которая действует публично и несет ответственность за свои действия».
═ Галстук, костюм, iPad, телефон и пр. – кто найдет у фаната всего национального что-то российское, тот молодец. Фото PhotoXPress.ru |
Сергей Железняк был не вполне убедителен с примерами в ответ на просьбу корреспондента «НГ-политики» уже сейчас назвать заведомо приоритетные качественные российские аналоги заграничных товаров. «Вот я пользуюсь компьютером, который собран у нас в Зеленограде, и, несмотря на то что там есть некоторые импортные комплектующие внутри, он собран руками наших рабочих на наших производствах», – напомнил депутат и об автомобилях самых различных марок, хотя и импортного производства, но собираемых на российских автомобильных заводах. И между тем заметил, что и сам ездит на автомобиле калужской сборки.
Представить на аналогичном авто, скажем, Владимира Жириновского или хотя бы Сергея Миронова, отказался. Объяснив, что цель не в том, чтобы одномоментно пересадить всех чиновников и парламентариев в российские авто. Но по мере изнашивания служебного Mersedes или Range Rover высокопоставленным госслужащим все же придется предпочесть отечественную автопродукцию. В противном случае, уже сейчас грозит Железняк, им светят «не только увольнение, но и большие штрафные санкции». Не грозит мусорная свалка мебели явно не российского производства, компьютерам, принтерам, телефонам и прочей технике, украшающих не только кабинеты в обеих палатах российского парламента, но и другие присутственные места ведомственного свойства. По мере износа должны быть приняты во внимание их заменители, сделанные в России. Если таковые отыщутся в производственном наличии.
Конечно, к инициативам депутата явно патриотического окраса – деньги должны оставаться в стране, и действительно хочется гордиться своим, здесь произведенным на всех уровнях потребления, – придраться сложно. Разве что вспомнить, что прививать чиновникам (всякий раз тесты на патриотизм начинают проводить именно на этой категории россиян) любовь к отечественному и на законодательном, и на административном уровне пытались и до Железняка. Однако ни одну из этих попыток, в том числе и в бытность президентства Владимира Путина и его коллеги по тандему Дмитрия Медведева, нельзя назвать успешной. В большинстве своем это были либо показательно-назидательные акции, если вспомнить экс-мэра Москвы Юрия Лужкова с его легковым автомобилем «Юрий Долгорукий» или бывшего губернатора Самарской области Константина Титова, в 2003 году торжественно презентовавшего начало серийного выпуска «Нивы-Шевроле», но в самый ответственный момент – что успели запечатлеть почти все российские телеканалы – не сумевшего открыть (или закрыть) дверь со стороны водителя. Кстати, на этот изъян во многом замечательной машины автолюбители жалуются до сих пор – в социальных сетях «дверной» теме «Нивы-Шевроле» посвящены целые форумы. В свое время автор этих строк испытала специфическую изюминку АвтоВАЗа на себе: но, приобретя отечественный внедорожник в числе первых поклонников «Нивы-Шевроле», не разлюбила его, несмотря на периодические «заклины» дверей, а то и багажника.
Но вряд ли можно считать себя уверенным патриотом только при наличии любви к отечественным автомобилям. Согласно последним данным ВЦИОМа (см. таблицы), например, число россиян, считающих себя патриотами своей страны, снизилось по сравнению с предыдущими годами: сегодня таковыми себя видят 80% опрошенных (в 2010 году – 84%, в 2008-м – 88%). Большинство респондентов определяют себя как граждане России (55%, в 2010 году – 58%). Интересно, что достаточно большой процент респондентов (14%, или каждый седьмой человек) продолжают считать себя советскими людьми. Оказалось, что, по мнению большинства россиян, истинный патриотизм – это уважение традиций (48%) и укрепление семейных ценностей (46%, в 2010 году – 50%). Все меньше тех, кто видит патриотизм в работе с полной самоотдачей (с 37 до 26%), а вот празднование исторических событий в этой связи отмечают, напротив, все чаще (с 13 до 19%), так же как и разговоры на патриотические темы (с 6 до 13%).
Не знаю, насколько эффективны разговоры о патриотизме и с какого возраста их стоит начинать, если определение «патриот», равно как и «либерал», стало едва ли не самым ругательным. В эти обозначения в современной России вкладывается куда больше политического смысла, чем рационального, позитивного. Если ты либерал, то, значит, находишься как бы в оппозиции к власти, в какие бы одежды та ни рядилась. Патриот же соответственно противник всего либерального, западнического, далее по списку. В дыму отечественных проблем и стандартов эти два образа никак не соединяются. Хотя отчего же?
Сегодня привычно ругать китайский ширпотреб из-за не всегда надлежащего качества, и все же стоит вспомнить, как тогда радовались все еще советские люди самым различным товарам, ввозимым в Россию из Поднебесной: разноцветные термосы, нарядные детские платьица, зонтики – сегодня все это уже не ранжируется как престижное, желанное, но многие ли товары с припиской «Сделано в России» претендуют на роль предпочтений у российского потребителя?! И если каждому из нас попытаться хотя бы дома произвести ревизию по принципу «наше – не наше», каким окажется процент российских холодильников, стиральных машин, телевизоров и т.д.?
И стоит ли тогда так уж яро ругать наших многочисленных чиновников, которые действительно не спешат стать приверженцами российских автомобилей на дорогах исключительно российского авторства? Ведь далеко не каждый из них в состоянии заказать себе, подобно вице-премьеру Дмитрию Рогозину, замечательный вездеход «Тигр», больше похожий на боевую машину, чем на легковой автомобиль. И, может, поэтому так трудно верится тому же Железняку, который одной рукой прописывает строгие регламенты и наказания для инакомыслящих, другой прижимает к себе iPad Apple (см. фото).
═ Из депутатских будней: в антураже иностранного, но с думой об отечественном. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Для того чтобы любить родину, пусть даже с маленькой буквы, вовсе не обязательно рядиться в народные костюмы или ходить в лаптях (да и попробуйте еще их, прочные и удобные, отыскать). И не уверена, что стоит обязывать россиян, имевших счастье или, наоборот, несчастье – кому как нравится, попасть в когорту государственных людей, незамедлительно стать поборником всего родного, отечественного. Спрос определяет предложение, ведь никакие директивы недавнего президента Дмитрия Медведева писать на этикетках «молочный напиток» не улучшили вкус молока тех производителей, которые как раз производили нечто похожее на молоко раньше, так и производят сейчас. Белое, жидкое, но добротной российской коровой явно не пахнет. Не пахнет русским духом в большинстве своем и родная колбаса, про запахи которой еще десятилетие назад ходили анекдоты. Потребителю больше нравится вкус ее белорусского аналога. И к прилавкам с привезенной с родины Лукашенко продукцией выстраиваются большие очереди российских потребителей, вне зависимости от политических разногласий лидеров обеих стран. Не припоминается, чтобы были качественные аналоги «Made in Russia» рижским шпротам, грузинскому боржоми и т. д. Не хочется по этическим соображениям сравнивать отечественный автопром, точнее автосборку с машинами аналогичных марок, но производимых на родных заводах.
Может, все-таки хотя бы когда-нибудь начать воспитание патриотизма не с борьбы, а с созидания. И тогда слова песни «С чего начинается Родина» будут восприниматься не как ностальгическое воспоминание о «совке», а как данность, с которой и спорить-то бесполезно. Любовь, она и есть любовь, и принуждать к ней не нужно. Да и бесполезно.
Таблица 1 Как бы вы сами себя охарактеризовали – как патриота своей страны или нет? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||
2005 | 2006 | 2008 | 2010 | 2011 | |
Безусловно да | 47 | 42 | 48 | 41 | 41 |
Скорее да | 37 | 42 | 40 | 43 | 39 |
Скорее нет | 8 | 10 | 6 | 9 | 14 |
Безусловно нет | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 5 | 5 | 6 | 3 |
Таблица 2 В чем, на ваш взгляд, проявляется истинный патриотизм? (закрытый вопрос, не более трех ответов) | ||||
2005 | 2006 | 2008 | 2010 | |
В разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы | 7 | 7 | 6 | 13 |
В голосовании на выборах за патриотические партии и политиков-патриотов | 14 | 17 | 17 | 14 |
В участии в патриотических организациях | 9 | 13 | 10 | 9 |
В праздновании исторических событий и юбилеев | 17 | 14 | 13 | 19 |
В конструктивной критике недостатков в своей стране | 10 | 12 | 9 | 10 |
В работе с полной отдачей по своей специальности | 35 | 30 | 37 | 26 |
В укреплении семьи и воспитании детей | 61 | 50 | 50 | 46 |
Уважение традиций | – | 47 | 48 | 48 |
Затруднились ответить | 14 | 7 | 8 | 6 |