Разговоры о спасении российской промышленности идут в стране уже около двух десятилетий. Однако во многих случаях все, увы, разговорами так и заканчивается.
«НГ-политика» решила проанализировать, в каком контексте упоминался приоритет отечественного производства на федеральном ТВ и в прессе за последнее десятилетие – с 2003-го по сегодняшний день. На основе сообщений в федеральных СМИ были выявлены характеры информационных поводов и их количество за обозначенный период.
Впервые о приоритете отечественного производства заговорил в 1997 году первый вице-премьер правительства Борис Немцов еще при президенте Борисе Ельцине, предложивший пересадить чиновников с машин иностранных марок на отечественные автомобили «Волга». Тогда эта инициатива провалилась, однако к идее продвижения отечественной промышленности возвращались неоднократно, по разным поводам.
В 2002 году с инициативой возродить отечественный автопром выступил глава кабинета министров Михаил Касьянов, когда утвердил перечень мер по его модернизации.
Его правительством в 2003 году были приняты следующие меры по спасению российского автопрома: увеличение пошлины на иномарки старше 7 лет, уменьшение ввозных тарифов на автомобильные компоненты и высокоэффективное технологическое оборудование. Была разработана программа диверсификации экономики. Однако в 2004 году глава правительства был отправлен в отставку, а программа была заморожена.
В 2005 году Минпромэнерго подготовило предложение по изменению действия пошлин на подержанные иномарки. В частности, министерством было предложено распространить запретительные пошлины на подержанные иномарки старше 5 лет. «Жесткие требования в этом вопросе, которые существуют во многих европейских странах, не должны создавать ситуацию, при которой Россия превращается во всемирную автомобильную свалку», – прокомментировал ситуацию глава ведомства Виктор Христенко. Однако эти предложения не были приняты. В 2006 году правительство одобрило программу развития отечественного сельхозмашиностроения страны, представленную все тем же Минпромэнерго. И вновь Виктор Христенко подчеркивает, что рост доли на рынке иностранной техники, ввозимой по серым схемам, наносит сильный урон российским производителям, и предлагает ужесточить контроль над импортом. Глава правительства Михаил Фрадков с доводами согласился и поручил подготовить план действий по поддержке отечественных машиностроителей.
В декабре 2008 года Владимир Путин подписал официальный документ, который увеличил таможенные пошлины на ввоз иномарок. В силу закон вступил уже через месяц. Увеличение пошлин негативно отразилось на рынке иномарок – упал спрос на японские машины. До подписания постановления автомобилисты пытались остановить процесс повышения пошлин акциями протеста. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов прокомментировал, что запланированное правительством повышение пошлин на ввоз иномарок не та мера, которая будет способствовать модернизации отечественного автопрома. Миронов также заявил, что разделяет тревогу российских водителей по поводу запланированного изменения таможенных ставок на иномарки. «Между уровнем пошлин и конкурентоспособностью российской автотехники до сих пор не обнаружилось прямой связи», – добавил он. Количество сообщений в прессе достигло 49 пунктов.
В 2009 году глава правительства Владимир Путин дал указание чиновникам пересаживаться на отечественные автомобили, а также на иномарки российской сборки. Минпромторг утвердил список автомобилей, которые можно приобрести по госзаказу. Туда вошли автомобили «Волга» и «Жигули». Всего на обеспечение чиновников автомобилями в 2009 году было выделено 27,5 млрд. руб. Самое масштабное пересаживание на отечественные авто пообещали Минобороны, которому было выделено 4 млрд. руб.
Чуть меньше 3,76 млрд. на приобретение автомобилей выделило Минздравсоцразвития. МВД получило 2,43 млрд., а МЧС – 1,99 млрд. В марте 2009 года правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике для поддержания отечественного производства впервые с 1 февраля 2006 года предложила ввести пятипроцентную пошлину на ввоз некоторых видов оборудования и его компонентов. То есть фактически вернуть бюджет к налогообложению инвестиций. «Аналоги этого оборудования уже производятся в России, а пошлина будет носить исключительно фискальный характер», прокомментировали в правительстве. Количество сообщений в СМИ о приоритете отечественного производства составило 90 сообщений и достигло пика за обозреваемый период.
«Облака» слов (теги), наиболее часто встречающиеся при освещении темы приоритета отечественного производства. |
В мае 2010 года российская милиция приняла смелое решение – пересесть на отечественные автомобили. Об этом в Тольятти заявил замминистра МВД Михаил Суходольский. Одним из решающих аргументов стала дешевизна русских машин. Как прокомментировал телеканал «Рен-ТВ»: «Возможно, это решение связано с продолжающимся скандалом вокруг поставок дорогих иномарок российским силовым ведомствам».
А уже в августе 2010 года лично глава правительства Владимир Путин совершил поездку по новой трассе Чита–Хабаровск за рулем автомобиля российского производства Lada Kalina, чтобы проверить качество дорожного полотна. Премьер проехал почти 350 км на отечественном автомобиле. Отвечая на вопрос, почему он выбрал для поездки машину Lada Kalina, Путин сказал, что ему было все равно, на какой машине АвтоВАЗа ехать. Вообще же об автомобиле он отозвался положительно: «Неожиданно на самом деле оказалась очень удобная, комфортная и надежная машина». Однако благодаря читинским жителям появилась видеозапись, на которой хорошо видно, что Путин «ехал» не на одной, а на трех «Калинах»: первую он вел сам в окружении автомобилей охраны, вторая ехала сразу за кортежем, третью везли в хвосте на эвакуаторе. Все три «Калины» совершенно одинаковые. Интересно и другое: среди машин сопровождения премьера не было замечено отечественных. «Калину» Путина окружали несколько Toyota Land Cruiser 200, в голове колонны ехала Toyota Land Cruiser 100, также автомобиль сопровождал микроавтобус Volkswagen Transporter. Автомобили ГИБДД – сплошь Toyota Corolla. Красноречивая поддержка отечественного производителя.
В 2011 году Минкомсвязи предложило в течение нескольких лет перейти на отечественное телекоммуникационное оборудование. Однако критерии, по которым производители смогут получить статус российских, не были четко определены. Осенью 2010 года Минпромторг и Минэкономразвития подготовили соответствующий проект приказа, но его раскритиковали участники рынка. По их мнению, основная часть стоимости оборудования приходится на интеллектуальную собственность – ее и надо «локализовать».
В 2012 году депутаты Госдумы вернулись к идее пересадить чиновников на отечественные автомобили. Опыт вице-премьера Дмитрия Рогозина, решившего поменять служебный BMW на внедорожник «Тигр», парламентарии предложили распространить на весь государственный автопарк. Главной проблемой стал выбор подходящей модели из ассортимента российского автопрома. Член фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев сообщил, что в ближайшее время встретится с Дмитрием Рогозиным, чтобы обсудить кампанию по замене государственного автопарка, после чего внесет соответствующий законопроект. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк поддержал идею своего однопартийца: «В тех случаях, когда есть российские аналоги тех или иных товаров, они должны пользоваться приоритетом при государственных закупках, – заявил он. – Это касается и транспорта. И в России уже сейчас производятся представительские модели автомобилей, так что нет нужды оплачивать труд иностранных рабочих и развитие иностранных экономик».
Поддержать отечественную промышленность в самых разных сегментах экономики государственные деятели пытаются уже много лет. Но несмотря на все старания и выделяемые бюджетные средства, отечественную продукцию поднять до уровня западной по качеству не удается.