Красноярский край гордился званием индустриального флагмана страны, поэтому неудивительно, что многим в России известны такие бренды, как, например, «Норильский никель» и холодильник «Бирюса», но мало кто знает за пределами региона о каких-то продовольственных фишках сибиряков. Понимая сложность всероссийской раскрутки красноярских продуктов, краевая власть два года назад поставила перед собой более скромную задачу – продвигать продукцию местных сельхозпроизводителей в торговых сетях региона. Правда, пока без особого успеха.
Пожалуй, только знаменитые минусинские помидоры своим исключительным вкусом полвека гремят на всю Сибирь, хотя в последние годы с приходом в Минусинский район китайских овощеводов, реноме и этого бренда оказалось подорвано. Даже несмотря на то, что в южной столице края уже 10 лет День помидора является чуть ли не главным городским праздником. Далеко не все сегодня рискуют покупать у бабушек мясистые томаты, не без оснований подозревая, что в их начинке содержатся сомнительные вещества, добавляемые фермерами из Поднебесной.
Из других продовольственных товаров лишь молочная продукция красноярцев сегодня успешно позиционируется на отечественном рынке. Так, на Всероссийском конкурсе «Качество молочных продуктов 2012», в котором участвовало свыше 200 предприятий со всей страны, одну минусинскую компанию наградили золотой медалью за качество масла «Крестьянское», кисломолочного напитка «Бифилайф» и сывороточного напитка с натуральными соками, а другая фирма получила золотую медаль за качество масла «Крестьянское», сыра «Сусанинский» и обезжиренного питьевого молока.
«Участие в подобных конкурсах, высокая оценка компетентных специалистов напрямую влияют на успешность продвижения продукции, что особенно важно в свете вступления страны в ВТО», – считает министр сельского хозяйства и продовольствия края Леонид Шорохов.
Впрочем, оптимизм красноярских чиновников рассыпается при столкновении с реальностью глобального рынка. Несколько лет назад правительство и депутаты Заксобрания под влиянием кризиса озаботились продвижением продукции местных сельхозпроизводителей в торговых сетях городов региона (см. «НГ» от 22.10.10). После долгих прений в июне 2011 года краевой парламент принял закон о дополнительных мерах поддержки предприятий АПК. Депутаты согласились выделить 100 млн. руб. на продвижение местных товаров в торговые сети. Часть этих денег пошла на разработку и продвижение единого бренда «Енисей-продукт», а также на стимулирование ретейлеров, которые должны были предоставлять полки в своих супермаркетах под товары местных крестьян. Планировалось создание специальных мест торговли в 500 торговых точках. По прогнозу, это позволило бы увеличить продажи краевых товаров на 400 млн. руб. в год.
Старт проекта был бодрым: по данным Минсельхоза, прирост закупок продукции местного АПК составил в 2011 году более 92 млн. руб., при этом из краевого бюджета было потрачено всего 22 млн. Но в сентябре 2012 года было объявлено о приостановке проекта. По версии чиновников, виноваты в этом оказались товаропроизводители, которые не смогли соответствовать высоким требованиям сетей к предпродажной подготовке продуктов. Не все с этой версией согласны. «Торговые сети, естественно, облизывались на субсидии из бюджета, но предъявляли при этом завышенные требования к нашим предприятиям, – заявил «НГ» заместитель председателя комитета Заксобрания по делам села и АПК Владислав Зырянов. – Мы в любом случае будем поддерживать бренды местных товаропроизводителей, но для этого нужно, чтобы все участники рынка работали согласованно и шли друг другу навстречу».
Эксперты подчеркивают, что после вступления России в ВТО местным производителям будет еще труднее сопротивляться глобальным игрокам. «Транснациональные корпорации и торговые сети играют по правилам, которые выгодны им, а не местным товаропроизводителям. В этой ситуации меры по защите собственных сельхозпроизводителей вполне логичны, но это борьба конницы против танков, – считает политолог Андрей Копытов. – Впрочем, в любом случае краевой власти придется защищать свое сельское хозяйство, но делать это надо более грамотно и технологично».
Красноярск