В Петербурге и Ленинградской области сейчас, пожалуй, отсутствуют региональные товарные бренды. Если когда-то славилось ленинградское мороженое или местный хлеб, то сейчас качество и того и другого оставляет желать лучшего. Гости города увозят в качестве подарков разве что продукцию кондитерской фабрики имени Крупской, принадлежащей норвежцам.
При том что каждый седьмой автомобиль российской сборки сейчас производится именно в регионе, Петербург не воспринимается в качестве автомобильной столицы – поскольку марки машин иностранные. То же касается, скажем, пивной отрасли – поскольку знаменитая «Балтика» сейчас варится во многих городах России, она редко воспринимается как питерский бренд.
Неподалеку от города разорились и прекратили свое существование «Оятская керамика» и «Лужский трикотаж», обладавшие уникальными технологиями и производившие качественную продукцию. А вот петербургская и областная пищевка славится – население уже давно кормится исключительно местными курами и молочными продуктами. Постепенно входят в быт местные свинина и говядина. Но что касается одежды и обуви – то хорошие изделия петербургских фирм проще купить где-то на выезде. В магазинах города доминируют пресловутые Турция и Китай.
Никаких кампаний «Покупайте петербургское» не происходит, но городские и областные чиновники по мере сил стараются поддержать отечественного производителя: так, трудящиеся Смольного в массе ездят на «Тойотах Камри» петербургского производства, областные начальники – на собранных во Всеволожске «Фордах». Но оба губернатора – глава города Георгий Полтавченко и глава Ленинградской области Александр Дрозденко – предпочитают «Мерседес». Да и одеваться они не стремятся на Фабрике одежды Санкт-Петербурга, как в свое время было принято у постперестроечных чинов, а заказывают одежду у иностранных фирм.
Вместе с тем абсолютно все политики и чиновники Петербурга и его окрестностей не обходятся без региональной патриотической риторики. Просто, похоже, представления о будущем региона у всех разные – идет работа по созданию разного рода концепций, где пытаются учесть существенный фактор: безусловную включенность региона в глобальный мир с его вызовами и проблемами. Если отвлечься от темы товаров и продуктов, то проблема видится так: с одной стороны, Питер – вторая столица, а стало быть, в нем все общероссийское. С другой – в современном мире и в Европе регионов такой глобализационный путь малоперспективен. В итоге возникает жесткий мировоззренческий конфликт.
Санкт-Петербург