0
2454
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.12.2012 00:00:00

Почти неподкупная связь с народом

Тэги: электронное правительство, бюрократия


электронное правительство, бюрократия Иллюстрация Вадима Мисюка

Удивительно, но факт – даже весьма продвинутые пользователи Сети только-только, подчас с неподдельным изумлением, обнаруживают: многие услуги государственного свойства можно получить, не выходя из дома. Достаточно сидеть перед экраном любимого компа и знать, в какой сервисный раздел заходить на нужных сайтах. Facebook пестрит радостными сообщениями: «Пришел (пришла) в паспортный стол (в отдел соцобеспечения, налоговую инспекцию, etc.) оформлять загранпаспорт (субсидию, заплатить налоги и пр.). Никаких очередей и проволочек...» Фантастика? Вовсе нет, Электронный портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) действует уже не первый год, и многие услуги, там предлагаемые, в разы сокращают время их получения. В иных случаях счет идет на минуты в буквальном смысле.

Впрочем, радоваться не то чтобы рано, но не получается на все сто. Электронное правительство приживается в российской повседневности непросто. Одна категория скептиков утверждает, что если со временем все необходимые справки и документы можно будет получить в одном окне, к тому же в электронном, то как же тогда соответствующие чиновники смогут получить свои дивиденды в виде откатов и взяток?! Другая, еще более скептически настроенная категория считает, что граждане, то есть те самые потребители услуг в экспресс-варианте, пока еще не в такой степени на «ты» с Интернетом, чтобы грамотно пользоваться предлагаемыми электронным правительством сервисами.

К тому же далеко не все услуги на www.gosuslugi.ru – в режиме online. Например, прежде чем начать пользоваться «Личным кабинетом налогоплательщика» (ЛКН) в электронном варианте, необходимо все равно прийти налоговую инспекцию (НИ) по месту жительства. И обязательно взять с собой помимо паспорта еще оригинал сертификата ИНН. Очередей в налоговых учреждениях повсеместно уже не наблюдается, но визит туда – всегда в строго рабочее время. Совпадет ли оно с вашим и как тогда изловчиться туда попасть – вопрос почти из времени советской бюрократии. В инспекции вам придется еще раз заполнить анкету-заявку (несмотря на то что вы уже проделали эту операцию на сайте, строгая представительница НИ все равно попросит вас сделать это в письменном виде), после чего, став счастливым обладателем виртуальной услуги, не спешите прыгать до потолка: придется попотеть еще раз, вбивая выданный в инспекции пароль при входе в ЛКН – комбинация наклонов и полужиров букв и цифр не для слабонервных.

Эти подробности – не критики ради. Понятно, что на пути к электронному совершенству оказываемых государством сервис-услуг немало препон и подводных камней. Зачастую мешают даже законодательные разночтения в федеральных и региональных документах. И на поверку оказывается, что на местах к сетевым сервисам готовы даже больше, чем на самом верху.

Кот в сапогах и другие неприятности

Наверное, в мире нет страны, в которой связь между государством и обществом, между властью и людьми, между господином и подданным не находила своего отражения в народном художественном творчестве, в литературе и искусстве. Один из самых расхожих сюжетов – владыка отправляется осматривать свои владения и совершенно случайно встречается с народным представителем, который терпит материальные лишения, замотан кучей социальных проблем, замучен местными бюрократами – вариант изложения этих проблем, разумеется, сказочный, – но, несмотря ни на что, хочет быть счастливым.

Встреча с первым лицом дает герою шанс проявить свои лучшие качества и невероятные способности. Чудо таких случайных встреч лучше всего отражено в народном фольклоре, легендах и сказках. Блестящий пример тому – «Кот в сапогах» Шарля Перро. Книжка хороша тем, что и сегодня открывает нам некоторые актуальные особенности отношений между властью и гражданином.

Посредником между своим бедствующим хозяином и главой государства в сказке, как известно, выступает кот – отвратительное существо, таскающее королю взятки в виде кроликов и куропаток. Он это делает с единственной целью – устроить жизнь своего хозяина, а значит, и свою. Очаровав короля-чревоугодника, кот не только представляет парня главе государства как богатого маркиза, но еще и совершает рейдерский захват замка, принадлежащего великану-людоеду. В итоге женит хозяина на принцессе, поселяет его в захваченном замке, а сам становится знатным вельможей.

Можно себе представить, что они дальше натворят...

Но согласимся, постоянная связь между гражданином и исполнительной властью необходима. Причем она должна быть такой, чтобы исключались всевозможные коррупционные мотивации и предпосылки к нарушению установленных законом отношений.

Однако такая гармония в наших условиях – большая редкость. Чаще получается так: мы, уплачивая налоги, нанимаем людей, которые обязаны предоставлять нам государственные услуги. А среди этих нанятых вдруг оказываются те, кто за наши же деньги получает возможность заниматься коррупцией, бюрократической волокитой, просто плохо работать, да еще при этом возмущаться содержащими их налогоплательщикам – «ходют и ходют, людям работать не дают».

Тут невольно затоскуешь о каком-нибудь угодливом коте в сапогах.

А может быть, чиновники действительно изнемогают от наплыва посетителей и их неизбывных проблем? Сегодня люди стали больше покупать, продавать, потреблять, арендовать, брать кредиты, путешествовать, лечиться, содержать собственность (движимую и недвижимую), мигрировать и менять гражданство, судиться в конце концов.

В советском обществе эти потребности не были так выражены. Они были скрыты в различных обобществленных формах существования. Эпоха перемен, в которой никому не желал жить китайский мудрец, атомизировала общество. В итоге выросли не только потребности отдельного человека, но и суммарное количество индивидуальных услуг, которое должно ежедневно обеспечивать государство.

Это обстоятельство вынуждает увеличивать ряды госчиновников, а значит, расходы на них. За счет опять же наших налогов.

Но оказывается, что у этой проблемы есть иные решения.

Портал надежды

Электронное правительство России побило очередной рекорд. Только за этот год количество пользователей портала госуслуг достигло 15 000 000 человек. Более 3 000 000 пользователей зарегистрировали личные кабинеты на портале.

У жителей нескольких регионов России появилась возможность оплачивать через портал коммунальные услуги, информация о выставленных счетах поступает в их личные кабинеты. Работа по расширению электронных возможностей граждан продолжается. Ежемесячно портал посещает более 1 500 000 человек, и почти 400 000 человек использует мобильное приложение «Госуслуги».

Некоторые виртуальные завесы приоткрылись в разговоре корреспондента «НГ-политики» с председателем совета директоров компании WikiVote! Василием Буровым. Он участвовал в деятельности разных рабочих групп, готовивших для проекта электронного правительства концептуальные документы. Поэтому концептуальное отличие обычного правительства от электронного ему видно лучше многих. «Есть масса госуслуг, которые могут предоставляться в электронном виде. То есть обычному человеку совершенно не нужно общаться вживую с чиновником, – рассказывает Буров. – Это важнейшая особенность концепции электронного правительства. С его появлением изменилась форма взаимодействия людей с государством, а также государственных органов друг с другом. Поэтому главная и наиважнейшая часть этого правительства – портал государственных услуг. Место, где собраны те услуги, которые мы можем получать, находясь на удаленном расстоянии.

Вначале портал госуслуг был, как мы говорим, тяжел, очень странно работал, но постепенно приходил в себя. Но я лично знаю уже немалое число людей, которые пользовались им для получения паспортов. Одно из важных условий этой и других услуг – правильная идентификация личности. То есть если ты предоставляешь человеку госуслугу, то надо быть уверенным, что это Иван Иванович Иванов, а не Петр Петрович Петров. Для этого была придумана схема, завязанная на СНИЛС, то есть на ваш личный номер, который вы получаете при пенсионном страховании. Мало того, если он у вас есть, вначале вы должны себя на портале зарегистрировать. Затем пройдет некоторое время, и вам на почту пришлют подтверждение и условия вашего личного входа в систему госуслуг».

– А есть услуги, которые не требуют такого оформления?

– Да, есть. Потому что сервисов электронного правительства довольно много, их можно отыскать через сайты федеральных ведомств. Например, на сайте налоговой службы каждый гражданин может узнать, нет ли за ним задолженностей по налогам.

– Что при этом выигрывает государственная система? Она же узнает таким образом о нас больше, чем мы хотели бы ей поведать?

– Система о людях и так много знает. Главное в другом. Электронное правительство упрощает и удешевляет многие свои процедуры. Предоставлять госуслуги – дело довольно дорогое. Когда мы говорим «бюрократическая машина», то надо понимать, что это люди, здания, оборудование, деньги, наконец. Электронные услуги значительно дешевле.

И при этом коррупционные возможности в значительной степени ограничиваются. Кроме того, снижается количество ошибок при выдаче различных документов – человек в этом смысле уступает электронике.

– А как на нашем фоне выглядят другие страны?

– По-разному. Особенно эффективны маленькие страны. Например, лидером в области строительства электронного государства сегодня является Эстония. Это связано с тем, что она перестала быть частью большой империи, и ей пришлось все госуправление возводить с нуля. И эстонцы сразу отказались от традиционного, человеческого варианта. Он был для них дорог – не в плане памяти, а по деньгам. А вот электронный вариант не только оказался дешевле, но еще стал для маленькой Эстонии амбициозным проектом.

В больших странах свои особенности, своя родословная национальной бюрократии, свои стереотипы и т.д. Это мешает. В США, например, есть такая трудность, как федеративное устройство страны. Там же настоящая федерация, при которой в каждом штате все свое, в том числе и многие законы. При этом велика и муниципальная самостоятельность. Но о степени развитости электронных услуг иногда можно говорить и на одном примере. Автомобили в США, как и в большинстве стран Европы, принято регистрировать через Интернет.

– Получать услуги в электроном виде, конечно, удобно. Ну а если что-то не так, кому пожаловаться можно на электронное правительство?

– Хороший вопрос. На него есть хороший ответ у Москвы, где уже создана целая масса всяких сервисов, в том числе и сервис для рассмотрения различных жалоб на коммунальные хозяйства, дорожников, связистов и т.д. Разработаны жесткие регламенты, по которым должны даваться ответы и приниматься меры. Мне кажется, это вполне работоспособная система.

Важно еще и то, что совершенствование государственных услуг снижает социальную напряженность. Если людям электронные услуги удобнее, проще, значит, их удовлетворенность властью выше. А если бы у нас более эффективно работала выборная схема, то у тех, кто развивает эту систему госуслуг у себя в регионе, шансов на переизбрание было бы гораздо больше.

В этом собеседник «НГ-политики», безусловно, прав. Правда, эту социальную картину несколько нарушает тот факт, что сегодня реальный доступ к Интернету имеет примерно половина населения страны. Хотя Буров сказал, что если говорить о технической стороне дела, то есть об уровне охвата сетью регионов, то цифра еще выше.

Проблема в другом. «Даже среди тех, кто освоил Интернет технически, не все освоили его с ментальной точки зрения, – полагает эксперт. – У многих нет уверенности в том, что электронная машина всю сделает правильно и даже лучше, чем человек. Даже среди чиновников есть немало тех, кто Интернетом не пользуется в силу различных причин, в том числе ментальных. Но надо с этим бороться. Кстати, этот психологический барьер трудно преодолевается не только у нас, но и во многих других странах».

Второе, что, по мнению Бурова, вызывает тревогу, – это реальное отсутствие у человека технической возможности получать государственные услуги электронным способом. Но к этому тоже надо относиться спокойно: обычные окошечки, за которыми сидит все еще огромное количество чиновников, никто не отменял. Услугу можно получить разными способами.

Главное, что появилась тенденция развития этой системы в сторону высоких технологий. Да, далеко не все взрослое население страны в ладах с Интернетом. Но уровень контакта с виртуальной Сетью у тех, кому еще нет 18 лет, скоро достигнет 100%. А это значит, что в будущем «взрослая доля» пользователей будет неуклонно расти.

Важно понять, что электронное правительство не есть что-то принципиально другое. Электронное правительство, как сказали бы завзятые сетевые пользователи, – это попытка к старой системе сделать новые интерфейсы. И второе важное направление – развитие этого электронного направления уже дает свой эффект: с помощью информационных технологий удалось улучшить взаимодействие внутри самой государственной системы. Раньше нужное письмо курьером из одного министерства в другое везли. А сейчас налаживается общая система документооборота, взаимодействия, и все в ней происходит проще, быстрее, в большем контакте, как ни парадоксально это звучит. К тому же повышается степень контроля. Одна из распространенных иллюзий – будто в Интернете бывает что-то анонимное. «Нет в нем ничего, что можно было бы скрыть. В отличие от реальной жизни», – утверждает все тот же Буров.

В идеальной работающей схеме электронного правительства у потребителя услуг должна быть автоматически регулируемая система обращений. То есть вы не должны думать над тем, к кому обратиться, вы пишете: «Мне нужен паспорт» – а дальше уже работает система. Своего рода аналог «одного окна». Сегодня вы обращаетесь по поводу паспорта, завтра – насчет налоговой декларации и т.д.

Эта все, что решается и обеспечивается вам в электронном виде на портале госуслуг. Но есть и реальные проблемы, которые надо решать в реальном мире. Поэтому Буров уверен, что в будущем весь комплекс услуг будет концентрироваться в многофункциональных центрах. Однако их создание станет возможным только тогда, когда электронное государство уже вовсю будет дейстовать, Когда есть единая база документооборота и работает быстрая связь со всеми соответствующими ведомствами, остальное станет реальностью довольно быстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
530
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
527
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
860
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
446

Другие новости