Хроническое недосыпание и вызванная им избыточная дневная сонливость – бич современной цивилизации. Сокращение нормальной продолжительности сна, распределенной по физиологически оптимальному периоду суточного цикла, вызывает хроническое недосыпание, способствует хронической усталости, возникновению болезней, наступлению преждевременной инвалидности и преждевременной смертности.
Как известно, биологические часы человека, расположенные в глубине головного мозга, в так называемых супрахиазмальных ядрах (СХЯ) гипоталамуса, имеют периодичность хода, определяемую скоростью определенных биохимических реакций в клетке, и поэтому нуждаются в ежедневной подстройке. Такая корректировка осуществляется с помощью солнечного света. Свет возбуждает особую группу светочувствительных клеток сетчатки, длинные отростки которых достигают нейронов СХЯ и выделяют вещества, запускающие сложные каскады внутриклеточных молекулярных реакций, приводящие к торможению «гормона тьмы» – мелатонина и в конце концов к длительному подавлению активности часовых генов. Именно таким образом солнечный свет создает подгонку, приурочивание молекулярных часов организма к местному световому циклу. Специальные исследования показали, что обычный электрический свет из-за его спектрального состава малоэффективен в этом отношении.
Таким образом, насильственное пробуждение до восхода солнца из-за опережения естественного хода времени вызывает прерывание физиологически нормального сна, разрушает нервную и иммунную системы организма и оказывает негативное влияние в перспективном плане на здоровье человека. При круглогодичном двухчасовом опережении природного ритма смены дня и ночи длительность преждевременного, до восхода солнца, бодрствования и детей, и взрослых вырастает на треть. Это приводит к значительному ухудшению качества жизни и состояния здоровья населения нашей страны.
Деление земного шара на 24 часовых пояса, проведенное в начале прошлого века, является единственным научно обоснованным способом создания пространственно-временного континуума, синхронизированного с естественными биологическими ритмами человека. Нарушение этого деления является проявлением волюнтаризма, несовместимого с глобализацией, подразумевающей согласованную во времени деятельность всех жителей нашей планеты. В связи с этим нам представляется необходимым восстановление часовых поясов в нашей стране, существовавших ранее, и в пределах этих поясов восстановление поясного солнечного времени.
Другой вопрос – это создание наиболее благоприятных режимов труда и отдыха населения, в которых основная роль должна отводиться руководителям конкретных регионов, предприятий и учреждений по согласованию с населением. При создании таких режимов необходимо помнить об опасности критического уровня дневной сонливости как фактора, не только снижающего производительность труда, но и в условиях техногенной цивилизации повышающего риск промышленных и транспортных аварий и катастроф. Для этого рабочий день в осенне-зимний период должен начинаться не раньше, чем через полтора часа после самого позднего в году восхода солнца. В весенне-летний период могут вводиться летние режимы труда и отдыха с более ранним началом работы и учебы.