Волгоградская область последние десятилетия живет по московскому времени: город-герой на Волге находится в том же самом часовом поясе, что и столица России. Это обстоятельство всегда позитивно оценивалось волгоградцами, многие из которых застали то время, когда разница с Москвой составляла один час. Однако в эпоху позднего социализма было принято решение о переходе волгоградского времени на московское, что уже в постсоветское время значительно облегчило жизнь волгоградским политикам и бизнесменам. В отличие от коллег из многих других регионов волгоградцам не приходилось решать проблемы временной логистики, высчитывая время, чтобы подстроиться под приемные часы московских чиновников и бизнесменов.
Однако радости московского времени не спасли волгоградцев от эмоциональных и психологических неудобств, связанных с решением Дмитрия Медведева не переводить стрелки часов на зимнее время. «Сегодня волгоградцам, как и москвичам, утром очень трудно вставать, потому что все еще темно, а утренний свет имеет очень важное значение для любого человека», – считает волгоградский психолог Людмила Словеснова. По ее словам, большинству людей проще вставать, когда светло: «Когда вечером темнеет, неважно, лишний час вечерних сумерек психологически не заметен. Напротив, утренний свет всегда важен, особенно для детей и особенно в осенний депрессивный период».
Дефицит утреннего света, по словам Словесновой, ведет к обострению осенних депрессивных состояний. «Обострение протестных настроений в Москве и других городах страны, начавшееся поздней осенью 2011 года, может быть связано помимо всего прочего именно с отказом от перехода России на зимнее время», – считает Людмила Словеснова: «Москвичи более активно, чем другие россияне, поддерживают контакты с друзьями, проживающими в европейских странах. Они больше других не высыпаются и, следовательно, сильнее подвержены депрессиям. В итоге наступает момент, когда эти массовые невротические депрессивные переживания вырываются наружу, например, в форме уличных политических протестов». Таким образом, восстание московского креативного класса в конце 2011 года может быть объяснено не только интересами борьбы за честные выборы, но и банальным недосыпом.
Словеснова не исключает, что на политическую активность повлияло также ощущение несправедливости от отнятого властями целого часа: «В итоге временной реформы у людей был отобран целый час жизни. Этого часа действительно очень часто нам не хватает. У значительного количества людей переживания, вызванные хронологическим дискомфортом, могли усугубить ощущение несправедливости, тем более что и других оснований для этого в современном российском обществе вполне достаточно».
Несколько месяцев назад в волгоградской блогосфере появилась инициативная группа сторонников борьбы за возвращение зимнего времени. Однако то, что такая инициатива возникла в психологически спокойный летний период, когда большинство волгоградцев перестали обращать внимание на хронологические проблемы, не позволило блогерам-активистам превратить проект в масштабную интернет-кампанию. Хотя вполне возможно, что уже в начале декабря количество активных сторонников перевода стрелок все же заметно увеличится.
Волгоград