Рисунок Вадима Мисюка
Еще совсем недавно сообщения о митингах «Солидарности», Партии народной свободы (ПАРНАС) и уже тем более «Левого фронта» редко вызывали значимый интерес российских СМИ. Да и собирали они редко более 200–500 человек. В кулуарах рассказывали, что сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов даже поставил условие – он не приходит на митинги, где соберется менее 300 человек.
Кстати, ровно год назад в Москве состоялся объединенный митинг ПАРНАСа и «Солидарности», на который пришло около 2 тыс. человек. Тогда это было вполне рядовым событием. А сопредседатель партии Владимир Рыжков убеждал корреспондента «НГ-политики», что для лета несколько тысяч пришедших – это отлично. В свою очередь, другой экс-сопредседатель партии Владимир Милов ранее не раз объявлял, что для того, чтобы власти зашевелились, необходимо, чтобы пришли 50 тыс. человек: «Вот тогда-то мы заживем!» Не правы оказались оба. И лишь другой лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов, загадочно улыбнувшись на том самом прошлогоднем митинге, предложил дождаться декабря: «Посмотрим, сколько тогда выйдет». Блефовал ли экс-премьер или действительно почувствовал перемены в общественном настроении, доподлинно неизвестно. Однако факт остается фактом – никто не прогнозировал всплеска протестной активности, который случился в декабре минувшего года, сразу после парламентских выборов.
Протестную активность эксперты анализируют крайне осторожно и сейчас. По мнению одних, всплеск недовольства вновь проявится к осени. Другие утверждают, что массовость акций напрямую будет зависеть от цен на нефть: снизится цена, а вместе с ней и уровень жизни – тогда-то, мол, на улицы выйдут и миллионы. Экономисты называют почву для роста недовольства вполне реальной. С 1 июля в стране выросли тарифы на ЖКХ. А это значит, что в ближайшие месяцы кошельки россиян изрядно опустеют – ведь подорожание автоматически затронет и товары народного потребления. Но это не единственные предпосылки к народным волнениям – о том, что в России неизбежен очередной виток мирового финансового кризиса, заявил на Петербургском экономическом форуме экс-министр финансов Алексей Кудрин. Станет ли этот фактор решающим толчком для россиян, покажет время.
Скептики утверждают, что Россия, и особенно ее регионы, не готовы к революции или даже к решительным протестам. Испугаются, говорят, больших штрафов. Уровень недовольства вне городов еще не настолько велик, да и фамилии нынешних лидеров оппозиции – члена бюро РПР–ПАРНАС Ильи Яшина, блогера Алексея Навального, координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова – хорошо знают только в пределах Московской кольцевой автодороги.
Для людей в регионах их имена, как правило, ни о чем не говорят. Об их свершениях они не знают. Политологи подчеркивают, что это не касается Бориса Немцова или лидера «Яблока» Григория Явлинского – они в свое время стали известны на всю Россию, и их не забыли. Но опять же в основном в свете их достижений 90-х годов, которые нынешние власти упорно именуют «лихими». Эксперты иронизируют, что их рейтинг зачастую уравнивается антирейтингом. А потому оппозиции нужен запрос на новые лица. Которых, как раз, и не намечается. По крайней мере среди тех, кто на слуху.
Журналисты уже записали в их число телеведущую Ксению Собчак. Но в интервью «НГ-политике» она от своей роли открестилась, заявив, что никакая она не оппозиционерка. А репрессии в ее адрес и вовсе могут заставить телезвезду поумерить оппозиционный пыл. Ее, по собственным словам, лишают заработка. Да и допросы в Следственном комитете, который в последнее время проявил нездоровый интерес к несогласным с властью, ей очень не нравятся.
Впрочем, преувеличивать роль регионов в развитии протестного движения тоже не стоит. Противники этой версии указывают, что революции делаются в столицах. А последние события в Москве показали, что в городе накал страстей крайне высок.
Спустя полгода после декабрьских событий, которые, без сомнения, изменили ход истории страны, многие указывают на кардинальную ошибку оппозиционеров. Лидерам протеста не надо было уводить людей с площади Революции 10 декабря. В ответ они уверяют, что заботились лишь о безопасности людей. Однако в рядах активистов ответ уже готов: именно тогда протест был «слит» – нельзя было идти на поводу у Кремля.
Все последующие акции по факту оказались бессмысленными. Ведь власти продолжали и продолжают с досадным упорством игнорировать все принятые оппозиционерами резолюции. Ни одно из требований не было выполнено по существу. Сложилось впечатление, что все «резолюции Болотной» оппозиционеры могли с тем же успехом сразу после акции выбросить в урну – эффект был бы такой же.
Пока власти удалось переиграть оппозицию по всем фронтам. Кроме информационного, но он, к сожалению, распространяется только на Москву и Санкт-Петербург. Пресса, за исключением федеральных телеканалов, после декабрьских событий стала относиться к несистемной оппозиции куда более серьезно. Даже та, которая ранее игнорировала всех несистемщиков, а употребление фамилии Удальцова в своих публикациях считала дурным тоном.
Ксении Собчак (рядом – Илья Яшин) легче уехать, чем продолжать критиковать режим. Фото РИА Новости |
В итоге все уступки, на которые пошла власть, оказались не более чем мифом. С одной стороны, оппозиционеры утверждают, что есть и поводы для радости. Все-таки и экс-президент Дмитрий Медведев с ними встретился, да и законодательство о партиях было либерализировано. А также возвращена выборность губернаторв. Хотя до первых выборов, которые пройдут осенью, еще осталось время, некоторые выводы уже можно сделать: новый закон приведет к созданию десятков партий-спойлеров, и избирательный бюллетень будет похож на рулон туалетной бумаги. И даже наличие там «парнасовской» строки далеко не делает попадание этой структуры в региональные парламенты реальным. Скорее наоборот – там о парнасовцах никто толком и не знает. А либерализации федеральных телеканалов, которая увеличила бы узнаваемость оппозиционеров в разы, власти допускать не захотели. К тому же честного подсчета голосов никто гарантировать пока также не может. Да и фигура главы ЦИКа Владимира Чурова у оппозиционеров оптимизма не внушает.
Буквально на прошлой неделе стало ясно, какие подводные камни таит в себе и новый закон о выборах губернаторов. Наличие в нем муниципальных фильтров привело к тому, что количество муниципальных депутатов от оппозиции, у которых хватит полномочий выдвинуть губернаторов, чрезмерно мало. По факту получилось так, что необходимые для выдвижения кандидата на пост главы региона 10% подписей муниципалов смогут набрать только коммунисты. И то лишь в одном регионе.
Тем временем кроме драконовского закона об увеличении штрафа за митинги власти приготовили оппозиционерам еще одну пилюлю. В июле Госдума должна одобрить закон о некоммерческих организациях. Тех, которые занимаются политикой, независимо от указанных в уставе целей. Источники «НГ-политики» в администрации президента не скрывают, что под его действие прежде всего попадут три столь нелюбимых Кремлем ведомства: «Голос», «Transparency International – Россия» и Московская Хельсинкская группа (МХГ). Закон серьезно ужесточит проводимые в их отношении проверки и поставит их существование в весьма жесткие рамки. «Пусть отчитываются о грантах, на которые они живут», – холодно отрезал собеседник «НГ».
Хотя «закошмарить» НКО и участников митингов власти, вполне вероятно, удастся весьма хорошо (опыт есть), прогнозы для властей предержащих остаются крайне неблагоприятными. И это признают даже условно допущенные в свое время к первым лицам страны политологи вроде главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского. Не выражают восторга и социологи – аномально высокие рейтинги президента и премьера снижаются. Не помогают даже «правильно составленные вопросы», на которые обычно грешат оппозиционеры, объясняя высокий результат поддержки. В последнее время в ряды критиков власти записался и ближайший соратник президента Владимира Путина Алексей Кудрин, с которым нынешний глава государства проработал без малого десятилетие. На недавнем совещании Кудрин осудил «репрессивный уклон» политики властей.
Идти на компромиссы с оппозицией власть, похоже, не собирается. И что нас ждет осенью, очередной виток протестов или подобие честных выборов, остается только предполагать. Одно можно сказать точно: оппозиция вышла из вакуума, и назвать маргиналами критиков Путина и нынешнего режима уже не удастся. Да и закручивать гайки до бесконечности нельзя. Иначе резьбу просто сорвет. И ждать этого, судя по сигналам с обеих сторон, осталось уже недолго.