Владимир Миклушевский сверяет часы с Москвой и датой будущего саммита АТЭС.
Фото с официального сайта Владимира Миклушевского
Ключевым событием последних месяцев для Приморья стала смена губернатора-старожила Сергея Дарькина. Но обновления политэлиты, декриминализации региона и ожидаемого экономического передела не произошло. По мнению экспертов, отставка первого лица скорее положительный факт, но мало сказавшийся на социально-экономической и политической ситуации в крае.
Добровольно-принудительная отставка Сергея Дарькина (10 лет у власти) случилась накануне выборов президента России. С 16 марта приморцы стали привыкать к двойному тезке Путина – Владимиру Владимировичу Миклушевскому, проработавшему полтора года ректором Дальневосточного федерального университета. «Отставка была необходима для ухода Приморья от имиджевых угроз и для реализации федеральных программ после саммита АТЭС», – напомнил «НГ» политолог Петр Ханас.
Новый губернатор начал с обещания изменить структуру краевого бюджета, создания благоприятного инвестиционного климата в крае, разработки механизма обратной связи общества и власти. Он снял вето, наложенное бывшим главой региона на региональные законы, расширяющие возможности муниципалитетов, заявил о создании общественной палаты и пяти советов для экспертиз решений власти. Но глава Центра новых вызовов и угроз Александр Сухаренко не ждет от нового губернатора масштабных преобразований и непопулярных решений. «Нравоучительность, нарочитость и расчетливость – черты Миклушевского. Как и все пришлые, он сверяет часы с Москвой, проверяет на лояльность прежнюю элиту. Отправив в отставку всех дарькинских вице-губернаторов, он принял на работу четверых из них. Заменил спикера краевого парламента Евгения Овечкина политически мягкотелым и неповоротливым Виктором Горчаковым, а профсоюзного лидера и и.о. секретаря регионального отделения ЕР Виктора Пинского – аморфной Людмилой Талабаевой, – рассуждает Сухаренко. – Заигрывание с интеллектуалами и общественниками в Twitter и с помощью бумажных гражданских свобод предсказуемо. Изголодавшиеся по этому при Дарькине люди с воодушевлением восприняли губернатора-новатора, одаривая его идеями по преобразованию края. В награду тот дал возможность оппозиционерам почувствовать себя «полноправными участниками процесса построения гражданского общества».
Собеседник «НГ» считает, что заявленная декриминализация оказалась профанацией и свелась к «дедарькинизации Приморья дедовским способом». Захлестнувший крайадминистрацию поток жалоб не вылился в масштабный разбор полетов и кипу коррупционных уголовных дел.
«Популизм есть, но изменились подходы, характеризующие Миклушевского как демократичного губернатора, прагматично нацеленного на результат, – отмечает политолог Петр Ханас. – Правда, предъявить пока ему нечего. Очевидны провалы администрации в некоторых направлениях работы. Хотя наши исследования показывают, что за 100 дней у власти рейтинг губернатора незначительно, но вырос».
Эксперты по-разному оценивают перспективы Миклушевского. Сухаренко считает его переходной фигурой: после саммита АТЭС он переберется в Москву, а в Приморье начнется разбор полетов по возведенным под контролем Дарькина объектам к саммиту. «Миклушевский будет у власти столько, сколько пожелает федеральный Центр, – полагает Ханас. – Не было смысла ставить нового губернатора на несколько месяцев. Изменится ситуация в крае – Миклушевский уйдет».
Владивосток