Одним из главных интеллектуальных центров Татарстана является местная Академия наук, которая была образована в 1992 году и изначально воспринималась руководством республики как один из символов государственного суверенитета – именно на нее возлагалась ответственность за выработку идеологического обоснования независимости региона. При этом функция идеологического ядра была закреплена за созданным в 1996 году Институтом истории во главе с бывшим советником президента Татарстана по политическим вопросам Рафаэлем Хакимовым.
Именно этот институт с большим штатом, собственным бюджетом и покровительством на высшем уровне республиканской власти стал обосновывать историческую преемственность местной правящей элиты, которая черпает свои истоки от Золотой Орды и самого Чингисхана. Об этом с полной серьезностью писал, в частности, татарский этнограф, один из теоретиков татарского национального движения Дамир Исхаков.
Наряду с ревизией истории в угоду местной национальной элите, которой льстило идейное или даже кровное родство с золотоордынскими ханами, Институту истории отводилась роль аналога Института марксизма-ленинизма в СССР, то есть теоретически обосновать особый статус татар и Татарстана и даже своего религиозного пути – евроислама. Стараниями этих историков средневековые татарские государства были объявлены уникальной тюрко-татарской цивилизацией, стоящей в одном ряду с мировыми цивилизациями прошлого, например, римской или египетской.
Академии наук Татарстана долго идеологически противостояло неформальное объединение интеллигенции – движение «Согласие» во главе с политологом Владимиром Беляевым. «Согласие» участвовало в политической жизни Татарстана, выступая против национал-сепаратизма, неравноправия по национальному признаку, фальсификаций на выборах. Однако оно было создано снизу, существовало на общественных началах, а потому не смогло стать мощным мозговым центром, с которым вынуждены будут считаться в республике.
Постепенно в федеральном Центре стали понимать, что для сдерживания Академии наук Татарстана необходим промосковский оппонент в Казани, который будет теоретически обосновывать курс на идеологическое сохранение региона в пространстве России. Для этого в Казани в 2011 году создали филиал Российского института стратегических исследований (РИСИ) – Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований, который возглавил эксперт по межнациональным отношениям Раис Сулейманов. Он объединил в себе местных экспертов и аналитиков, которые поднимают острые проблемы национально-конфессиональной и региональной специфики Татарстана и разрушают выстраиваемые последние два десятилетия исторические мифы и концепции суверенитета Татарстана. Приволжский центр должен противостоять региональному сепаратизму, татарскому национализму и радикальному исламизму.
В отличие от «Согласия» Владимира Беляева, не имеющего бюджетного финансирования и более демократически ориентированного, РИСИ имеет государственную поддержку, занимает державнические и консервативные позиции. Приволжский центр регулярно направляет аналитические записки в федеральный Центр о политической ситуации в регионе, выполняя тем самым функции ока государева, за что его не слишком любят в Казанском кремле.
Казань