Разговоры о необходимости изменить Конституцию страны ведутся практически с самого начала ее действия в 1993 году. В разное время на эту тему высказывались все – от оппозиционеров до действующих президентов. Однако на сегодняшний день Конституция остается практически в том же виде, в каком была принята почти 20 лет назад. Но каждый раз, по мере приближения избирательной кампании федерального уровня, страсти по Конституции разгораются с новой силой. «НГ-политика» совместно с информационно-аналитической системой «Медиалогия» проследила по сообщениям в федеральных СМИ, какие конституционные нормы на протяжении последнего десятилетия предлагали изменить представители политического и экспертного сообщества. И кто из них уделял этим вопросам больше всего внимания.
Согласно выявленной двадцатке спикеров по реформе Конституции (топ-20), на первом месте по цитированию оказался премьер Владимир Путин. Он выступал с согласием или несогласием необходимости конституционной реформы около 700 раз.
В начале своего первого президентского срока Владимир Путин категорически опровергал слухи об изменении Конституции: «Наша задача – прекратить все разговоры о необходимости изменения Конституции», – заявил он, к примеру, на заседании Совета региональных законодателей в 2003 году. Однако буквально через пару месяцев этот вопрос был поднят снова. Депутаты Госдумы предложили продлить президентский срок с четырех до семи лет. Первый президент Чечни Ахмат Кадыров даже высказался за необходимость введения пожизненного президентского срока для Путина. К слову, эту же идею был готов развивать и его сын Рамзан Кадыров, в апреле 2007 ставший следующим главой республики. Однако эти заманчивые перспективы, которые в разное время довольно серьезно рассматривались и в некоторых других странах на постсоветском пространстве, Путина не прельщали. Тогда (в начале первого срока своего президентства) он стоял на своем: менять Основной закон страны – не время.
Неугомонные депутаты Госдумы завели разговор об изменении Конституции и в начале 2005 года. На этот раз речь зашла о том, чтобы президент избирался Госдумой либо спикер Госдумы был главой государства. Тогдашний председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который, кстати, одним из первых (с 2001 года) выступал за внесение поправок касательно увеличения президентского срока, высказался против изменения статей Конституции. По его мнению, отечественная Конституция даже «опережает реалии нашего времени». Тем не менее в июле 2007 года Миронов вновь в своей программной речи заявляет о необходимости увеличить срок полномочий президента России до пяти и даже семи лет, а также разрешить занимать этот пост три срока подряд. В «Единой России» слова Миронова были встречены холодно. Лидер «Единой России» Борис Грызлов отметил, что Конституцию не изменяли 14 лет, и этим надо гордиться.
Через привычные дебаты в рамках начавшейся предвыборной кампании и известие, что Путин не будет выдвигать свою кандидатуру на выборах, российские политики почти пришли к консенсусу: поправки об увеличении президентского срока внести можно, но только после 2008 года. Таким образом, у преемника Владимира Путина не будет шанса задержаться в президентском кресле дольше обычного, тогда как у самого Путина, если он решит вновь встать у руля, такая возможность будет.
После парламентских выборов 2007 года, результаты которых не удовлетворили многих, за изменение Конституции высказался глава КПРФ Геннадий Зюганов: «Я сторонник изменения Конституции, немедленного и основательного ее ремонта. Абсолютная власть развращает, кто бы ни сидел в главном государственном кресле». Но, почти не реагируя на эти выпады, Владимир Путин, накануне уже президентских выборов, назвал имя своего преемника – Дмитрия Медведева, который, в свою очередь, на следующий же день «неожиданно» усадил Путина в премьерское кресло.
Эти волнительные пертурбации совпали с разгоревшимся кризисом, и все силы были брошены на его ликвидацию. В ноябре-2008 вопрос о внесении изменений в Конституцию вновь был поднят. И как раз премьером Путиным, который во время своего президентства так долго откладывал это дело в ящик. Он высказался в поддержку увеличения президентского срока, что в свое время упорно отрицал. По его словам, Конституцию можно менять «не под человека, а для того, чтобы решать задачи развития страны». Тема оказалась благодатной. Депутаты, получив долгожданную отмашку, начали действовать. Позицию «Единой России», имевшей в Думе V созыва конституционное большинство, озвучил член ЕР, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин: «Срок в четыре года – недостаточный с учетом изменений порядка формирования работы с федеральным бюджетом, когда предусматриваются два трехлетних периода. С учетом тех задач, достаточно сложных, которые стоят перед Российской Федерацией, шестилетний срок является оптимальным». Против увеличения сроков полномочий президента и депутатов выступили, как и ожидалось, только коммунисты. Стоит отметить, что Конституция была поправлена впервые за 15 лет. И этот период стал пиком всех дискуссий десятилетия по поводу внесения поправок в Основной закон.
Тогда же, в декабре 2008 года, Аналитический центр Юрия Левады обнародовал результаты опроса, согласно которым за последний год с 21 до 28% увеличилось количество людей, согласных с утверждением, что Конституция не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с ней считается.
До начала нынешнего года предложения об изменении каких-либо конституционных норм не выходили на серьезный уровень. Но в разгар президентской избирательной кампании разговоры о новой Конституции начали активно циркулировать вновь. Геннадий Зюганов заявил, что для изменения ситуации в России нужна обновленная Конституция, и призвал думскую фракцию разработать и внести законопроект о Конституционном собрании. Лидер КПРФ уверен, что «многие проблемы российского общества связаны с нарушением баланса властей и явными перекосами в политической системе. Целью деятельности Конституционного собрания должна стать разработка Основного закона страны, принятие которого возможно не иначе как путем голосования граждан на Всероссийском референдуме».
Действующий президент Дмитрий Медведев не отрицает того, что политическая система нуждается в реформировании. В феврале с.г. эти проблемы, «в каком направлении должна развиваться политическая система», он обсуждал с лидерами незарегистрированных партий, включая несистемную оппозицию. Требование о роспуске Госдумы Медведев, разумеется, не поддержал, но не отверг идею ввести запрет занимать пост президента более двух раз. В марте президент поручил своей администрации проработать вопрос о подготовке законопроекта о созыве Конституционного собрания. Однако уже 9 апреля глава администрации президента Сергей Иванов заявил, что рабочая группа сочла это нецелесообразным: «Проработали и приняли решение».
Многие представители политической элиты находят, что Основной закон нашей страны действительно нуждается в модернизации и доработке. Тем не менее они признают: к радикальной реформе Конституции РФ в стране сегодня не готов никто – ни они сами, ни общество, ни вся страна в целом.