Впервые за более чем 20 лет уровень инфляции в 2011 году, по данным Росстата, опустился до рекордного минимума в 6,1%. Такого низкого показателя никто не прогнозировал, наоборот, эксперты ожидали повышения инфляционной планки до 12% против 8,8% в предыдущем 2010-м. Эта сводная цифра не отражает всей конкретики роста или понижения цен на различные группы продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуги. «НГ-политика» совместно с информационно-аналитической системой «Медиалогия» попыталась понять, сопоставимо ли повышение цен на основные продукты питания и некоторые непродовольственные товары с ростом инфляции на протяжении всех 11 лет в новом столетии.
Вряд ли кто сегодня с ходу вспомнит, сколько стоил в 2000 году проезд в общественном транспорте (см. таблицу 1). Средняя цифра стоимости билета в метро (учитывая все российские города, в которых оно есть: Mocквa, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Казань) в том уже, кажется, далеком году – 4,3 руб. Ценовым рекордсменом является, несомненно, Московский метрополитен. В 2000 году стоимость одной поездки в подземке составляла 5 руб., однако год спустя уже 7 руб. 10, 15, 17, 19, 22, 26 и, наконец, 28, – это история вопроса оплаты проезда в столичном метро.
В то время как, например, в Екатеринбурге жетон в 2000 году стоил 2 руб., дойдя до 18 руб. в 2010-м, последние три года его стоимость остается стабильной. Более того, с 2009 года у екатеринбуржцев и гостей города появилась возможность оплачивать проезд в общественном транспорте, включая метро, электронной картой ЕКАРТА, что позволило ввести дифференцированные ценовые варианты для различных социальных групп. В Казани жетон в метро сейчас стоит 15 руб., в Нижнем Новгороде – 12 руб.
Для сравнения: сегодня проезд в метро Минска – в перерасчете на российскую денежную единицу – составляет около 5 руб., в Киеве – примерно 8 руб.
Впрочем, в 2000 году многие россияне уже имели возможность ездить на собственном автомобиле, несмотря на то что кредитные возможности в этом секторе потребления только-только зарождались. 1 литр топлива А-92 стоил в среднем по стране 7,3 руб. (см. таблицу 2). Это вызывало массу недовольства.
Таблица 1* |
Не хлебом единым жив человек, но все-таки именно этот продукт является самым главным из непременно присутствующих в рационе каждой российской семьи. За более чем 10 лет с начала века среднестатистическая буханка сделала ценовой скачок (см. таблицу 3) с 5 руб. (в 2000 году) до 30 (в 2011-м). Таким образом, цены на хлебобулочные изделия возросли примерно в шесть раз. Хотя, скажем, пенсии – что это не зря составляет предмет особой гордости теперь уже президента Путина, – выросли почти в 10 раз (см. таблицу 4). Не стоит, конечно, забывать, что рубль в самом начале нулевых годов был не равнозначен своему аналогу в конце 2011-го. Поэтому кратное увеличение пенсионных сумм почти сравнимо с увеличением стоимости потребительской корзины россиянина. При том что в ней присутствуют только предметы первой необходимости – как в питании, так и в употреблении. Повышения цен на продукты питания в России на следующий год (2010-й) не ожидается, утверждала в конце 2009 года министр сельского хозяйства России Елена Скрынник. По ее словам, никакого тренда на повышение Минсельхоз не прогнозировал: «Если и есть сейчас повышение цен, то незначительное».
Таблица 2* |
Однако все мы помним, как страшнейшая засуха, и не только в России, стала сначала причиной неурожая зерновых, и в первую очередь гречихи, а потом существенного роста цен на эти продукты.
Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза», недавно заметил: в 2011 году зафиксировано уменьшение реальных доходов населения, однако с большой долей вероятности это уход доходов в тень, что было вполне ожидаемо в связи с серьезным повышением социальных налогов. Какова величина реальных доходов, эксперт не берется точно судить, однако отмечает, что «у нас подорожание и рост зарплат между собой коррелируют, и это первый фактор». Второй фактор, по мнению Микаеляна, связан с тем, что, «когда сокращаются реальные доходы, человек обычно переключается на питание».
И еще одна цифра из статистики минувшего года: согласно данным ЦБ РФ, российские граждане (включая предпринимателей) задолжали банкам 27,9 трлн. руб. Большинство просрочек тянется еще с посткризисного 2009 года, когда многие российские заемщики стали испытывать затруднения с выплатами долгов. Особенно пострадали как раз те из граждан, кто брал займы и кредиты в иностранной валюте. ЦБ свидетельствует: хуже всего россияне расплачиваются за потребительское кредитование. Доля просрочки по нему составляет 10,3%. Причем четко прослеживается связь с размером средней ставки (чем она больше, тем выше просрочка). Просрочка по автокредитам – 7,8%, по ипотеке – 7%.
Таблица 3* |
Большинство экспертов-экономистов прогнозируют: во второй половине 2012 года россиян ждет повышение цен на некоторые продукты. Снижения, увы, никто, включая высшее руководство страны, не предполагает. Но главное, по оценкам специалистов, существенно возрастет оплата услуг ЖКХ, проезда на железнодорожном и авиатранспорте. Всем налогоплательщикам придется расплачиваться за существенное повышение зарплат и пенсий военнослужащим, сотрудникам полиции и некоторым другим социальным категориям граждан.
Таблица 4* |
Но, похоже, россиян уже не так просто запугать: в конце концов рост цен и соответственно инфляции уже давно воспринимается в России как некая неизбежная, досадная, но все же традиция. Не зря же только в нашем кинематографе постоянно присутствует такая национальная мечта или идея фикс – год беззаботной и, что важно, бесплатной жизни где-нибудь на Канарах.