Выходя на площади, люди хотят, чтобы их мнение не только услышали, но и чтобы с ним считались.
Фото Reuters
Протестные выступления граждан, подхваченные системной и внесистемной оппозицией, недостаточно убедительные выступления в поддержку власти, статьи и заявления в СМИ pro и contra заставляют серьезно задуматься о реальных причинах происходящего.
Лежат ли в их основе тактические ошибки и просчеты власти, или речь идет о стратегических, системных противоречиях, накопление которых чревато нарастанием внутреннего протеста в обществе с последующим системным кризисом, преодолеть который эволюционным путем чрезвычайно сложно. Системные политические кризисы в странах Ближнего Востока и Центральной Азии – убедительное тому свидетельство.
В чем же причины системного кризиса, надвигающегося в России?
Крушение СССР и псевдосоциалистической системы открыло возможность нецивилизованных, не основанных на законах процессах захвата и передела собственности «группами влияния», близкими к правящей номенклатуре.
Из процессов приватизации было полностью выдавлено общество, весь его интеллектуальный и созидательный потенциал, оказавшийся не способным к безудержному хватанию собственности, попранию общечеловеческих ценностей, культуры и морали, игнорированию интересов окружающих.
Все конструктивные силы общества оказались лишними на пиру становления новых хозяев жизни, обладавших умением присваивать то, что им не принадлежало.
И беда не только в том, что наверх всплыла субстанция, в крайне малой степени обладающая моральными и духовными ценностями, профессионализмом, опытом и знаниями.
Что в результате этапов перераспределения влияния в пользу административного ресурса родилось сообщество бизнесменов во власти и бизнесменов при власти, полностью монополизировавших и коррумпировавших экономику, социальную сферу и политику.
Что это сообщество, вобрав в себя псевдообщественные организации, аффилированные политпартии и иные структуры, создало имитационную систему, замкнутую саму на себя, эпицентр интересов которой по своей природе чрезвычайно далек и все более отдаляется от эпицентра интересов граждан, общества и массового бизнеса.
Что это сообщество фактически разрушило институт развития страны, создав запретительные условия для реальной конкуренции, развития высокотехнологичных отраслей, востребованности фундаментальных, прикладных исследований и инноваций, выдавив и продолжая выдавливать из России ее наиболее продвинутый и креативный интеллектуальный потенциал (прикрываясь при этом априори обреченными на провал структурами типа Сколково, Роснано и некоторыми другими).
Из обслуживающей – в диктующую
Главная беда в том, что эта имитационная система достигла стадии самовоспроизводства, вбирая и продвигая не профессионализм, культуру и моральные ценности, но карьеризм, способность идти по головам, игнорировать любые общечеловеческие устои и нормы, одевая при этом на себя высокоморальную оболочку, многословно декларируя приверженность интересам государства и прогресса.
Такая система способна свести на нет не только интересы граждан и общества, но и самые благие намерения, идеи и решения своей верхушки, имитируя их выполнение и постоянно объясняя, почему получается «как всегда» (то есть совершенно не так и не то).
Потому, что такая система может действовать только в своих интересах и в принципе не способна пойти даже на отдельные прецеденты отклонения от них.
И что характерно, в звериной способности к самосохранению эта система способна предать и продать любого из своих членов, оказавшегося вне общей массы либо ненужным ей. Сжирая детей своих, система сохраняет себя, называя это «стабильностью».
В демократическом государстве власть, бизнес, общество и граждане на едином политическом, экономическом и социальном пространстве являются по своей сущности и субъектами, и объектами влияния, и чем выше уровень демократии, чем сильнее ее институты, тем выше субъектность граждан, общества и бизнеса.
В России власть является стопроцентным субъектом влияния, а общество, граждане и бизнес – только объектами воздействия. Такая власть перерождается из обслуживающей в диктующую.
Это перерождение не только ментальности чиновников всех ветвей и уровней власти, надзорных, судебных и силовых органов, но и закрепление таких отношений в законодательно-правовой, нормативной, регламентной и иных сферах.
В таких условиях представительная и исполнительная ветви власти становятся монолитом, принимающим безальтернативные решения, имеющим беспрецедентные права, чрезвычайно размытые обязанности и еще более низкую ответственность.
Безальтернативность порождает непрофессионализм, неэффективность бюрократии, узурпацию ею бизнеса и подмену интересов общества и граждан личными и групповыми (клановыми) интересами.
И сколько бы ни «задумывалась» такая власть, у нее отсутствуют рычаги и механизмы для серьезного изменения сложившейся ситуации и системы. Поэтому проваливаются все ее реформы.
Излишне, наверное, говорить, что такая система в принципе не способна к прогрессивному развитию. Она способна лишь его имитировать, проявляя при этом чудеса изворотливости и демагогии.
Она абсолютно не конкурентоспособна ни в экономическом, ни в социальном плане, ни в сфере безопасности, затрачивая колоссальные средства (значительная часть которых оседает в соответствующих карманах) без какой-либо реальной отдачи.
Почему нет доверия
Существование этой системы и привело Россию на порог системного кризиса.
К великому сожалению, приходится признать, что сегодня в стране нет ни одного политика, ни одной политической партии (парламентской или внепарламентской), имеющих внятную конструктивную идеологию, а главное – реальные механизмы ее осуществления, позволяющие преодолеть системные противоречия и вывести Россию на цивилизованный демократический путь развития.
Именно поэтому общество не доверяет ни этим партиям, ни политикам, которых можно скорее отнести к популистам.
В таких условиях вопрос демократических, псевдодемократических выборов или внутрипартийной (внутриклановой) передачи власти является глубоко вторичным.
Так как намерения и деятельность даже высших органов власти, пришедших к ней на протестной волне, но не опирающихся на широкую фундаментальную поддержку общества и бизнеса, будут заблокированы и дезавуированы системой.
Что касается состояния граждан и российского общества, то все смертельно устали:
– от обещаний, которые не выполняются;
– от неуверенности в завтрашнем дне и отсутствия перспектив;
– от полной незащищенности каждого, детей, семьи, бизнеса, имущества и накоплений перед произволом и безответственностью чиновников, судебных и правоохранительных органов, рейдеров всех мастей и уровней, банковских, страховых и иных структур;
– от демагогии, популизма и бесконечной болтологии политиков, записных политологов и иных «радетелей за правду»;
– от здравоохранения, которое не только не предоставляет нормированных Конституцией и законом услуг соответствующего качества, но и чрезвычайно унижает тех, кто не в состоянии оплачивать незаконные поборы;
– от образования, в результате которого появляются не личности, стремящиеся к знаниям, созиданию, культуре, несению пользы обществу, но в немалом числе те, кто стремится лишь побольше заработать, безотносительно где и как;
– от того, что на десятки миллионов обращений к власти лишь на единицы поступают конструктивные ответы;
Мониторинг политических реалий со стороны государства – это еще не стремление и готовность к переменам. Фото Yuri Kadobnov/AFP |
– от того, что любой рядовой вопрос выделения пенсионерам или больным детям положенных по закону лекарств, ремонта крыши, дороги, проведения газа и т.д. необходимо решать с помощью прессы и вмешательства высших чиновников;
– от постоянного присвоения результатов общественного труда и собственности теми, кто их не заработал, с отвратительными плебейскими проявлениями хамской демонстрации своего богатства, приобретением огромных дворцов и иной собственности за рубежом, сопливыми отпрысками на сверхдорогих машинах, строительством уродливых загородных замков, полным пренебрежением окружающими и т.д. и т.п. И это в стране, где работающие семьи не имеют средств для лечения смертельно больных детей и вынуждены их выпрашивать, пенсионеры – достаточного количества пищи и лекарств, ветераны живут в разваливающихся и неотапливаемых бараках и... этот список того, что вызывает аллергию и отторжение общества, можно продолжать и продолжать.
Именно вышеперечисленное является истинной причиной массового общественного протеста, а манипуляции с выборами и рокировки – только повод его демонстрации.
Новый формат – не только для лидеров, но и, главное, для партий
Изложенное делает понятным, что вопрос не в Путине, Медведеве или Иванове, Петрове, Сидорове. И не следует драматизировать то, что Путин стал нашим следующим президентом. Явившись совершенно случайной фигурой на федеральном номенклатурном поле, в особенности после опалы Собчака, Путин не просто адаптировался в системе и адаптировал систему под себя, расставляя на ключевых постах своих людей, но и сумел выстроить иерархию ветвей власти и горизонтальных связей, сдержек и противовесов, включая региональный уровень.
Твердость и последовательность действий, умение дистанцировать от себя не только бизнес-элиту, но и высший уровень чиновников и при этом создать и сплотить команду выявили в нем незаурядные качества топ-менеджера и руководителя государства авторитарного типа.
При этом необходимо учесть, что созданная Путиным неформальная структура мониторинга ситуации в ключевых точках системы позволяет ему иметь достаточно объективную информацию и трезво оценивать динамику ситуации в системе. (Необходимо уточнить, что речь идет все о той же имитационной системе, о которой было сказано выше.)
Период президентства Медведева не слишком нарушил расстановку сил и структурные доминанты системы.
Путин, являясь центральной фигурой системы и не имея в ней никакой реальной альтернативы, опирается на весь ее кадровый, финансовый, правовой и репрессивный потенциал. Что касается кадрового потенциала, то он включает в себя несколько сотен тысяч функционеров, которым, несмотря на резервные базы за рубежом и выведенные капиталы, есть что терять в России при смене власти и парадигмы развития. А также это несколько миллионов людей, которых убедили в том, что они многое могут потерять.
Но, будучи по характеру и опыту руководителем авторитарного плана, Путин тем не менее не чурается тех механизмов и новшеств демократического инструментария, которые обогащают его арсенал и информационную платформу, придавая управлению приемлемое для внутренней и внешней политики благообразие.
Реалистичная оценка ситуации на российском политическом поле показывает, что ни одной публичной политической фигуры демократического плана, сопоставимой с Путиным по менеджерским качествам (не говоря даже о ресурсном потенциале), сегодня нет.
Считать такую систему во главе с Путиным легко преодолимым препятствием могут только наивные или бесшабашные политики либо те, кто намеренно провоцирует ситуацию, преследуя цели, далекие от интересов общества.
Уже новый первый срок Путина станет неоспоримым свидетельством стремлений власти к переменам. И потому, что это вопрос выживания, и потому, что Путин-2000, пользовавшийся огромным кредитом доверия общества, и Путин-2012 принципиально отличаются. Другой вопрос, что реальных механизмов и рычагов для перемен существующая система не имеет.
Поэтому основная задача общества, граждан и бизнеса в течение этого срока – содействовать созданию политических партий нового типа, вооруженных глубоко проработанной, профессиональной, понятной обществу и исходящей из его интересов идеологией развития страны, механизмами ее реализации, технологиями контроля и ответственности за ее осуществление, обеспечив при этом независимость партий от власти.
Широкая общественная поддержка заставит власть и систему вступить в реальный диалог с этими партиями, значительно ослабив бюрократическую, олигархо-монопольную и рейдерско-коррупционную хватку и перейти к серьезным уступкам в обеспечении прозрачности системы выборов в органы власти всех уровней.
Естественно, что таких сильных, высокопрофессиональных партий, идеологии которых пользуются массовой поддержкой общества, может быть только весьма ограниченное число, не более двух-трех.
Приход такой партии (или коалиции) к политической власти конституционным путем создаст не только широкую платформу общественного доверия, но и прочный обоснованный фундамент перехода к цивилизованной системе развития, базирующейся на экономической, социальной и политической модернизации, на коренном изменении отношения к гражданам и обществу.
Законодательное обеспечение паритета и адекватного уровня субъектности институтов власти, бизнеса и общества, введение четких технологий их функционирования и реформирования в качестве неразрывной и в то же время конкурентной среды создаст прочный фундамент реального перехода к современным рынкам труда, трудовых ресурсов, товарного производства и услуг, иным рынкам, являющимся определяющим условием развития страны на цивилизованной демократической основе.
Механизмы такой модернизации известны и понятны профессионалам и могут быть реализованы с учетом специфики нашей страны в эволюционном режиме, препятствующем разрушительным турбулентным процессам.