Об идущей кампании по выбору президента в Приморье напоминают редкие баннеры на улицах отдельных кандидатов и бурные страсти в соцсетях. В регионе от имени Владимира Путина могут говорить пятеро, среди них актриса и супруга губернатора Лариса Белоброва. Как призналась она, новость была неожиданной. «Пока точно не могу сказать, что именно буду делать, но одно могу сказать точно – работать придется много. Но где наша не пропадала», – сказала Белоброва.
Фамилии уполномоченных представлять Михаила Прохорова в штабе до последнего времени держали в секрете. Геннадия Зюганова пиарят местные однопартийцы. Владимир Жириновский сделал ставку на руководителя регионального отделения и двух его замов, а Сергей Миронов доверился лишь председателю общественной организации женщин Приморья Зинаиде Иовковой.
Представители штабов признают, что кампании ведутся централизованно и управляются из Москвы. «В столице прошел конкурс, который выиграло одно из рекламных агентств. В результате во Владивостоке должно быть 18 рекламных щитов с агитацией за нашего кандидата. Используем проверенные методы – газеты, листовки и работу агитаторов «от двери к двери», – говорит руководитель штаба Жириновского Евгений Зотов. Коммунисты оплатили 30 щитов, но их до сих пор нет на улицах. Эсэры заверяют, что регионалам поручена в основном контролирующая функция. Их штаб ожидает поставки предвыборных газет и визита депутата Госдумы Светланы Горячевой.
По словам руководителя штаба Путина в Приморье Михаила Ермакова, члены краевой команды сейчас ведут активную работу, встречаясь с представителями предприятий на местах.
Президентская кампания отметилась в крае несколькими скандалами. В Интернет попала запись с заседания штаба ЕР, на которой люди с голосами, похожими на голоса мэра Владивостока Игоря Пушкарева и политтехнолога Николая Сидорова, рассуждают о привлечении на участки «своих» кандидатов с помощью талонов на водку и лотереи, в которой будут разыгрываться квартиры и машины. Еще один скандал связан с задержанием молодых людей, расклеивающих ночью листовки «Наша партия – Владивосток. Наш президент – Путин». За найденную по объявлению работу им обещали 2 тыс. руб. С листовками был пойман и профессор Дальрыбвтуза Кирилл Косилов: в его машине лежала пачка агиток за «Яблоко». На одной стороне листовки – адреса сбора подписей за Явлинского, на другой – мужик с лентой и надписью: «Это твоя финишная, Вова». Коммунисты сигналят о работе админресурса: об открытии дополнительных избирательных участков в труднодоступных местах и воинских частях, о принуждении бюджетников и учащихся голосовать по открепительным удостоверениям в организациях и учебных заведениях и др.
«Избирательная кампания характеризуется неструктурированностью в организации и управлении информационных сообщений, поскольку существуют центральные штабы со своими задачами, заинтересованные лица регионального уровня, проводящие свою политику, и разнонаправленные интересы горожан, – считает политолог Петр Ханас. – Это делает итог выборов плохо прогнозируемым». По мнению собеседника «НГ», изюминка кампании в появлении общественных движений на «основе гражданской инициативы». «Девальвировано доверие ко всем политическим структурам, партиям и лидерам. Чувство собственного достоинства и готовность брать ответственность на себя порождают граждан к действию. Они становятся сами себе агитаторами, создают самодельную рекламную продукцию, организовываются в сообщества в соцсетях, самостоятельно проводят агитацию», – резюмирует эксперт.
Владивосток