В первых рядах ростовского митинга в поддержку власти стояли донские казаки.
Фото автора
В Ростове-на-Дону 4 февраля политические организации собирались провести 12 акций. По прогнозам полицейских, на улицы донской столицы могли выйти до 6 тыс. человек. Улицы решили не перекрывать, но важные объекты города, в том числе здания полпредства президента РФ в Южном федеральном округе и областной администрации, полицейские взяли под усиленный контроль.
Самая крупная акция проходила на Фонтанной площади в центре Ростова. Там, несмотря на стужу, штаб Владимира Путина собрал около 3 тыс. человек со всей Ростовской области. К митингу на микроавтобусе подвезли транспаранты, в которых прослеживалась рука одного мастера. На площади были замечены представители обнищавших шахтерских городов Гуково и Зверево, селяне дотационных районов – Аксайского и Неклиновского, студенты местных вузов, профсоюзы┘
Настрой акции задал атаман реестрового казачества Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий. «400 лет назад народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским отстояло Москву от иноземной интервенции, – углубился в историю он. – 200 лет назад донские полки атамана Платова защитили столицу и победили в Бородинском сражении. 70 лет назад кавалеристы Доватора обороняли страну под грохот снарядов. Сегодня история повторяется – Запад вновь не хочет видеть Россию сильной и свободной. Вместе мы не дадим разрушить страну! Мы защитим Россию и Тихий Дон! Любо Путину!» Атамана казаки поддержали.
Народ на площади разогревался как мог. Организаторы акции развернули две полевые кухни, которые бесплатно кормили кашей, раздавали чай и кофе. «На какой тушенке каша?» – спросили у кашевара ребята, судя по всему, кавказские студенты. «На свино-говяжьей», – сказал повар, и парни печально отставили пластиковые чашки. Рядом двое мужчин из района, только что украдкой выпившие по сто грамм, уплетали угощение. На акции проходила запись на участие в митинге «За сильную и стабильную Россию!» в Москве 25 февраля.
Судя по разговорам в толпе, многие из митингующих собрались на акцию не по зову сердца, а ради «галочки в отчете». Все больше походило на народное гулянье, чем на митинг: те, кто оказался подальше от сцены, ели кашу, пили (и не только чай), обсуждали дела, рассказывали анекдоты. Тяжко пришлось тем, кто был ближе к сцене – им пришлось стоять с плакатами и транспарантами и как-то реагировать на слова выступающих. Когда через полчаса из динамиков раздался призыв главы регионального народного штаба, художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра Вячеслава Кущёва голосовать за резолюцию акции, над площадью раздался вздох облегчения: «Митинг закончен!» За минуту свернулись полевые кухни, разъехались по районам автобусы, и площадь опустела.
Спустя два часа на Театральной площади (через дорогу от места, где была путинская акция) сигналами машин, украшенных флагами ЛДПР, о начале своего митинга объявили около 100 либерал-демократов. Вскоре тут же на акцию «За честные выборы» стали собираться другие оппозиционеры – представители «Справедливой России», «Яблока», «Левого фронта» и «Солидарности». Их акцию городская администрация не санкционировала. Полицейские заявили, что разрешение на митинг в это время есть только у ЛДПР, и попросили прибывших разойтись, но несогласные уходить не желали.
Выход из положения нашел появившийся на площади депутат Госдумы последнего созыва от КПРФ Владимир Бессонов. «Это будет встреча с избирателями, все сюда, товарищи! – объявил он. – Сейчас мы побеседуем с вами, я кое-что расскажу, вы зададите вопросы». К депутату-коммунисту подошла небольшая группа, остальные, около 500 человек, стояли разрозненными группами. Минут через 20 площадка обезлюдела. На 15-градусном морозе люди замерзли, ведь в отличие от Фонтанной на Театральной площади горячим кофе не поили и кашей не кормили.
Полицейские вели себя спокойно, но на выходе с площади попросили трех оппозиционеров проследовать с ними. По словам одного из задержанных, Владислава Рязанцева (он – один из организаторов митинга, координатор местного «Левого фронта»), на него и активиста «Другой России» Павла Нагибина были составлены протоколы в связи с незаконной организацией митинга. Третьего задержанного – активиста Дениса Манченко продержали в ОВД три часа и отпустили.
Ростов-на-Дону