Шаткий мир между противоборствующими лагерями петербургской оппозиции, достигнутый накануне акции «За честные выборы», закончился прямо во время мероприятия 4 февраля. Объединив усилия для сбора как можно большего количества манифестантов, оппозиционеры стали нарушать свои договоренности в самом начале шествия. В итоге акция, которая должна была продемонстрировать единство петербуржцев в борьбе за честные выборы, лишь показала их разрозненность.
В процессе согласования места и времени проведения акции радикальные и умеренные оппозиционеры договорились, что выступят единым фронтом при условии отказа от какой-либо политической символики. Благодаря этой договоренности оппозиционерам удалось достигнуть консенсуса и сформировать общую заявку на шествие и митинг. Однако уже в момент сбора людей у БКЗ «Октябрьский» стало понятно, что доверия друг к другу у участников акции нет. Активисты различных партий и организаций приходили к месту сбора со своими знаменами и транспарантами, свернутыми до поры до времени. Первыми напряжения не выдержали националисты, и над толпой заполоскалось несколько десятков черно-желто-белых имперских флагов и знамен с изображением лимонки. Вслед за националистами свои флаги подняли либералы, затем в воздух взметнулись алые знамена коммунистов, а потом флаги стали поднимать и все остальные.
Стоит отметить, что представителей каких-либо организаций на акции было сравнительно немного – около 10–20% от всех собравшихся. Остальная часть толпы состояла из простых петербуржцев, пришедших высказаться за честные выборы и против фальсификаций. Поэтому самодельных транспарантов и плакатов было намного больше, чем партийных флагов. Многие из них достойны стать экспонатами музея политической истории. Так, над демонстрантами поднимались транспаранты с надписями: «Я твой Кремль стена шатал», «Пу – уходи», «Мы не протестуем, мы вас увольняем», «А король-то гопник», «Без лишних вопросов хватай за рукав зачинщиков вбросов» и т.д. Большей частью транспаранты были самодельными, хотя попадались и такие, которые явно были изготовлены типографским путем.
В общей сложности в шествии, маршрут которого пролегал по центру Петербурга от БКЗ «Октябрьский» до Конюшенной площади, приняли участие, по различным оценкам, от 10 до 20 тыс. человек. Колонна получилась настолько длинной, что, когда ее голова уже преодолела почти половину маршрута, хвост только начинал движение. Несмотря на имеющиеся разногласия, участники шествия вели себя мирно, а полиция в ход акции практически не вмешивалась.
Внутреннее напряжение, которое чувствовалось в толпе по ходу шествия, нашло выход на митинге, состоявшемся на Конюшенной площади. Там стало понятно, например, что коммунисты не желают слушать либералов, либералы отказываются поддержать лозунги националистов, а националисты сами не знают, что именно им нужно – то ли честные выборы, то ли выдворение за пределы страны всех нерусских и гомосексуалистов. Последнее требование возникло уже в ходе митинга, когда на сцену вышел лидер петербургского ЛГБТ-сообщества Игорь Кочетков. Митинг закончился небольшой потасовкой, в результате которой националист Николай Бондарик, говоривший что-то нелестное в адрес гомосексуалистов, упал со сцены. В конце акции была зачитана резолюция митинга. В ней участники митинга объявили действующую власть нелегитимной и заявили о своем намерении вести диалог не с ней, а с народом.
Санкт-Петербург