Члены избиркомов уверены – вопросов у правоохранителей к ним не возникнет.
Фото Reuters
После парламентских выборов Россия погрузилась в массовые акции протеста – число россиян, не согласных с их итогами, превысило критическую отметку. На этом фоне любопытно посмотреть на итоги расследования нарушений и вбросов в пользу «Единой России», доказательствами которых буквально кишит Интернет. К ответственности пока не привлечен ни один из членов избирательных комиссий, а по всей стране Следственным комитетом (СК) и прокуратурой, по последним данным, заведено всего 28 уголовных дел. Любопытно, что в судах виноватыми оказываются оппозиционные наблюдатели. Чиновники избиркомов тем временем уже начали готовиться к следующей выборной кампании – президентской. В рамках подготовки в Подмосковье закрываются избирательные участки, на которых партия власти набрала около 20% голосов.
Всего по итогам парламентской кампании в суды, прокуратуру и Следственный комитет было подано более 5 тыс. заявлений от парламентских партий и отдельных граждан, ставших свидетелями вбросов бюллетеней и иных фальсификаций итогов голосования. Как заявил на днях официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, пока в его ведомстве расследуется всего 26 уголовных дел, связанных с нарушениями на выборах. Маркин не исключил, что число уголовных дел может резко возрасти, но статистика пока говорит об обратном. По словам самого же представителя СК, почти половина ранее поданных заявлений была признана необоснованными (158 из 350).
Недоумение у наблюдателей вызвал и доклад генпрокурора Юрия Чайки, в котором он продемонстрировал, что его ведомство выполняет президентское поручение «разобраться с нарушениями там, где они были допущены». Из 3 тыс. нарушений избирательного законодательства, которые зафиксировала прокуратура, по данным доклада, было заведено всего 95 административных и лишь два уголовных дела. Правда, по четырем случаям еще проводятся проверки и есть шанс, что они тоже приведут к уголовным делам. Эксперты утверждают, что сейчас, конечно, точное количество нарушений подсчитать невозможно, но то, что их в разы больше, чем рассматривается ведомствами.
Впрочем, даже если дело в итоге и дойдет до суда, борьбе с фальсификациями это не поможет. Об этом свидетельствует прежде всего опыт партии «Яблоко». Показателен пример Перовского районного суда Москвы, отказавшегося отменять итоги выборов на участке № 1131, где после ухода яблочного наблюдателя результат ЕР вырос почти на полтысячи голосов – с 259 до 755. Объяснения членов участковой комиссии, сначала выдавших наблюдателю подписанный протокол, а затем переписавших его и увеличивших более чем вдвое результат партии власти, выглядят комичными. «То, что выдали наблюдателю, – это нельзя назвать протоколом, это черновик», – невинно убеждала суд заместитель председателя территориальной избирательной комиссии (ТИК) района Перово Ирина Шевцова. «Наблюдатель вынудил комиссию подписать этот черновик», – добавила она.
Председатель комиссии о правовых последствиях заверения подписей, по словам представителя ТИКа Дмитрия Реута, не догадывалась: «Она не обладает юридическими знаниями и плохо изучила выборные законы».
В подтверждение слов Реута председатель участковой комиссии (УИК) Елена Сержантова в суде переложила ответственность за выдачу фальшивого итогового протокола с себя на наблюдателя от «Яблока» Александра Лобанова, который «устроил нервотрепку во время подсчета голосов»: «Сначала потребовал, чтобы мы вслух говорили, за какую партию бюллетень, и показывали его, а потом демонстративно отворачивался».
На заседании суда выяснилось, что реестр выданных протоколов тоже был сфальсифицирован, а подпись яблочного наблюдателя подделали. Однако такие малозначительные по нынешним меркам детали на судью Сергея Ефремова впечатления не произвели и в проведении почерковедческой экспертизы, а затем и в самом иске «Яблоку» было отказано.
На прошлой неделе партия «Яблоко» презентовала списки Чурова. Куда по аналогии с нашумевшими списками Магнитского включены фамилии, имена и фотографии чиновников избиркомов, ответственных за фальсификации. На презентации стенда с фотографиями на Чистых прудах Москвы своими историями делились наблюдатели. Режиссер Николай Исенко привел пример московского участка № 88, где члены участковой комиссии, как настоящие волшебники, превратили 112 голосов за «Единую Россию» в 882. Результат ЕР возрос сразу после удаления самого Исенко – процедуре не помешал даже его статус члена комиссии с правом совещательного голоса.
В списки Чурова есть все шансы попасть и у членов территориальной избирательной комиссии «Северного Чертанова» Натальи Шеверневой и Натальи Назаровой. Как рассказал «НГ» источник в комиссии, на парламентских выборах его телефон просто разрывался от жалоб оппозиционных наблюдателей, которые фиксировали вбросы бюллетеней, присутствие на избирательных участках чиновников управы и другие, вполне типичные для прошедших выборов, но не соответствующие закону процедуры вроде массового голосования по открепительным. Сейчас же чиновники Чертановского ТИКа, как и их остальные коллеги, готовятся к президентским выборам. В столице наряду с президентскими будут проведены и муниципальные выборы, к участию в которых уже сейчас не допускается подавляющее большинство независимых от власти кандидатов.
«НГ», в частности, выяснила, что процедура проверки документов у муниципальных депутатов была проведена председателем ТИКа Назаровой и секретарем ТИКа Шеверневой с грубейшим нарушением закона: чиновницы не посчитали нужным пригласить на нее самих кандидатов, на основании неких документов отбраковав у них немалую часть подписей – ровно столько, чтобы отказать им в регистрации. Их обличила топорная работа – они, к примеру, умудрились признать недействительной подпись корреспондента «НГ», которая (расписывался сам лично. – А.Г.) фигурировала в подписных листах одного из кандидатов.
Фигурантов списков Чурова помимо всеобщего порицания должны ожидать проблемы с выездом в цивилизованные страны, убежден представитель русской диаспоры в Германии Александр Итин. В беседе с корреспондентом «НГ» он пояснил, что сейчас в немецких органах власти активно обсуждают ситуацию в России и меры, которые можно было бы применить к фальсификаторам выборов и нарушителям прав человека.
На этом фоне приходят сообщения о весьма нестандартной подготовке властей к грядущим президентским выборам. Как выяснилось, в Рузском районе Подмосковья территориальной избирательной комиссией были закрыты те участки, где на думских выборах «Единая Россия» получила около 20% голосов. В Санкт-Петербурге чиновникам избиркомов обещают премию в виде стопроцентной зарплаты. Но только в том случае, если им удастся провести президентские выборы в один тур.