0
1548
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.12.2011 00:00:00

Праздник непонимания

Тэги: власть, выборы, болотная, оппозиция


власть, выборы, болотная, оппозиция Болотная площадь изменила риторику не только власти, но и оппозиционных партий. Они захотели выйти из круга.
Фото Ридус

ЕР должна ставить себя в положение оппозиции, заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с активом «Единой России» в Подмосковье в минувшую субботу. «Для того чтобы стать такими жесткими, как оппозиция, нужно стать оппозицией. Нужно примерить на себя все возможности оппозиции – навыки, и жесткость, и оперативность, и просто ежедневно ставить себя в положение оппозиции. Тем более что положение доминирующей партии нам никто не давал на многие годы вперед. Мы должны быть готовы проиграть», – слова Дмитрия Анатольевича, особенно в связи с итогами выборов, можно было бы воспринять как некую констатацию готовности к ослаблению позиций правящей партии. Если бы не одно, нет, несколько «но».

После Болотной-1

Напомним, согласившись на сентябрьском съезде ЕР возглавить список партии на выборах, Медведев тогда же дал понять: он готов возглавить правительство – в случае, если «Единая Россия» победит на выборах. Считать ли победой то, что случилось после 4 декабря, каждый решает для себя сам. Десятки тысяч людей вышли на Болотную в Москве, на центральные площади во многих центрах политической жизни в регионах, чтобы выразить свое несогласие. Не столько даже с результатами выборов, сколько с тем, какое пренебрежение к мнению общества было таким образом в день выборов продемонстрировано. Тандем – каждый по отдельности, но выразил свою позицию: поначалу Медведев дал понять, что не считает видеоматериалы по вбросам и фальсификациям, в большом количестве появившиеся в Интернете, документами, достойными внимания. Он даже намекнул, что это больше похоже на провокацию.

Однако Болотная площадь заставила изменить риторику власти. И вот уже премьер, до сих пор не высказывавшийся по поводу выборов, вынужден на своей прямой линии 15 декабря отвечать на первый же вопрос в связи с этим. Некоторым наблюдателям даже показалось, что Владимир Владимирович даже слегка запинался в этот момент.

Нежелание – людей смириться с итогами выборов, а власти – признать, что фальсификации были в большом количестве, объяснимо разностью целей, которые каждая из сторон в день выборов преследовала. Первые обнаружили, что продемонстрированный ими давно накопившийся протест против действий правящей партии был существенно, судя по итоговым процентам, занижен. Властям, наоборот, важно было продемонстрировать не своему народу, конечно, а Западу, что выборы, так же как и все остальное в России, движутся в сторону демократизации. На встрече с партактивом ЕР Дмитрий Анатольевич вообще заявил, что «старая модель политической структуры себя исчерпала». Очевидно, в поисках ее новых форм пока беспартийный Медведев настаивает: отныне все руководство и лидеры «Единой России», а также лица, возглавляющие ее списки на выборах, должны быть членами партии.

Хорошо хоть, что эти партдирективы президент не предложил законодательно распространить на все руководство всех имеющихся в России партий. Вот бы новая модель партийной жизни заиграла новыми красками: все лидеры всех зарегистрированных партий – только члены партии ЕР. Что-то это напоминает...

Про Болотную-2 и задор вождей

Впрочем, действия оппозиции как системной, так и несистемной на протяжении двух поствыборных недель и так сложно понять, и тем более объяснить.

На следующий день после выборов, 5 декабря, Геннадий Зюганов заявил следующее: «Мы считаем прошедшие выборы абсолютно нелегитимными ни с какой точки зрения: ни с правовой, ни с нравственно-этической. То, что произошло, граничит с преступлением, за которое всем придется очень дорого платить». Лидер КПРФ обещает обратиться во внеочередном порядке в Конституционный суд, в Счетную палату и даже инициировать вотум недоверия правительству. Но, как бы предупреждает коммунист своих соратников, «мы не будем выводить наших сторонников на улицы городов». Зато лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, возмущенный «полным беспределом в Санкт-Петербурге», грозит вполне откровенно: «Завтра будем на улицах!» Не хочет признавать легитимными выборы и «Яблоко». «У нас появляется все больше и больше оснований для того, чтобы по итогам этой кампании не признавать выборы легитимными и не признавать Думу, которая на них будет сформирована, также легитимной», – говорит Сергей Митрохин. А лидер партии Григорий Явлинский настаивает: «Мы будем оспаривать результаты выборов».

В преддверии Болотной площади коммунисты, однако, уже готовы присоединиться к протестующим 10 декабря: «Мы будем всюду, где протестуют против нечестных выборов» (Сергей Обухов). А еще один видный член КПРФ Клычков сообщает, что «коммунисты не держатся за свои депутатские мандаты в Госдуме, но будут добиваться, чтобы первыми сдали мандаты депутаты-единороссы, которые несут ответственность за фальсификацию результатов выборов».

Но тут уже против Миронов, которому идея его же однопартийца Геннадия Гудкова по сдаче депутатских мандатов кажется «словоблудством». «Просто сдавать мандаты – глупо», – уверен в своей правоте эсэр, который в эти же дни произнес примерно следующее: «Путин мне друг. Но истина дороже».

После 10 декабря «Правое дело» сообщило устами Бориса Надеждина, что намерено оспорить итоги выборов в 10 муниципальных образованиях Подмосковья. Размах, что и говорить, налицо. А Валерий Рашкин (КПРФ) и вовсе с удовлетворением отмечает позитивные перемены между процессами выборов 2007 и 2011 годов: «В Москве по сравнению с прошлым периодом наблюдается существенная разница. Если по итогам выборов в Мосгордуму мы подавали порядка 800 исковых заявлений из-за того, что протоколы участковых комиссий переписывались, то сейчас нарушений было на порядок меньше».

Сам же Геннадий Зюганов уже не наводит напраслины на все парламентские выборы в целом. После встречи с президентом он уже заявляет, что «намерен создать в новой Думе комиссию по расследованию фальсификаций и наказанию тех, кто исказил волеизъявление граждан». Вторит этим намерениям коммунистов, удвоившим свое представительство в Думе, и Миронов, никто из членов партии которого не стал отказываться от депутатского мандата: ни Илья Пономарев, ни сам Миронов, ни даже Геннадий Гудков, который изначально призывал всю оппозицию к подобному действию.

ЛДПР же вообще на этом празднике непослушания стоит особняком. Сын вождя партии, он же лидер фракции в прошлой Думе Игорь Лебедев на следующий день после 4 декабря поспешил заявить, что «ЛДПР готова к созданию коалиции с ЕР, но только на условии равноправных участников, а не хозяина и «шестерки». А волнения на Триумфальной и Болотной – это, «конечно, происки американских спецслужб», «все эти Немцовы и им подобные России не нужны, что возврата 90-х никто не хочет и оранжевую революцию никто не допустит», – выразил мнение от имени партии г-н Лебедев.

Признаки оранжевой проказы на Болотной разглядел также и Геннадий Андреевич. И даже поспешил донести это свое мнение до президента. А позже обратился «к молодым талантливым людям, которые видят, что происходит»: «Нужно сформировать фракцию, выстроить эту вертикаль, создать молодежные коллективы и группы, чтобы это была мощная, организованная талантливая сила, прошедшая великолепную борьбу, не потеряв ни одного способного молодого человека. А не обслуживать амбиции господина Касьянова и Немцова, за которыми торчат совсем чуждые для России уши».

Не понравилась резолюция Европарламента, в которой дается оценка итогам прошедших выборов в нашей стране и Сергею Миронову: «Я расцениваю эту резолюцию как вмешательство во внутренние дела нашей страны. Мы знаем о том, что у нас происходит, и я сам неоднократно высказывался жестко по поводу этих выборов. Мы сами будем разбираться с тем, что происходило на выборах, и с ЕР, но когда пытаются разобраться с нами, я имею в виду в целом россиян, то мне это не нравится».

«Когда в товарищах согласья нет...»

Что же получается? Лидеры парламентских партий, почти не приложившие никаких усилий к созданию феномена Болотной площади, вдруг захотели приписать, каждый – к заслугам собственной партии, результаты массовых протестов. По словам представителей партий, выходит, что протестное движение денно и нощно патронировалось оппозиционными политструктурами. И низкие по сравнению с 2007 годом проценты ЕР – это не просто голоса «против», а именно голоса «за» – за коммунистов, эсэров и т.д.

Да и несистемная оппозиция не лишена гордости за случившееся. Алексей Навальный, а вслед за ним остальные «оппозиционеры» – Евгения Чирикова, Сергей Удальцов, Владимир Рыжков и др. поздравляют друг друга с успехом на Болотной: «Мы выстроили по-новому политическое пространство страны... Теперь мы точно знаем, что можем добиться успеха. И победить».

Но вот уже разлад в несистемных рядах. И Борис Немцов обвиняется в предательстве и связях с ФСБ. А у вечного борца с ОМОНом Эдуарда Лимонова «чувство поражения в сегодняшней одной битве». Это потому, что все прошло мирно, Эдуард Вениаминович? Захар Прилепин «низвел» митинг до «хорошо постояли и хорошо выпили потом. Все друг друга любят и уважают». А Леонид Парфенов и Борис Акунин «хотели бы отказаться от следующей встречи». Читай, 24 декабря. «Надо сделать эти два места ротационными, – предлагает Парфенов. – Допустим, в следующий раз там окажутся Юрий Шевчук и Дмитрий Быков; потом, предположим, Людмила Улицкая и Чулпан Хаматова; потом, не знаю, Алексей Пивоваров и Земфира; Михаил Жванецкий и Ольга Романова. Я не являюсь общественным деятелем... Это не моя работа», – поскромничал телеведущий и выразил опасения, что Болотной-2 не получится: «Самодисциплины и самосознания себя как избирателя может хватить только на неделю после ошеломительно-неправдоподобных результатов выборов».

Рынска, Немцов, Милов, Тор – каждый из этих представителей группы «протестантов» влил свою каплю дегтя в Болотную. Несогласие в оппозиционных рядах множится, подобно вирусу.

И как итог, а точнее, приговор Болотной-2 информация в Интернете от 16 декабря: «Встреча оргкомитета «За честные выборы» не состоится». Как известно, организаторы акции, намеченной на 24 декабря, заявили о 50 тысячах, намеренных прийти на митинг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Екатерина Трифонова

Средний размер выплат за моральный вред составляет около 200 тысяч рублей

0
553
Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Отдельным видом преступления против государства станет финансирование диверсий

0
621
Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

0
424
В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

0
343

Другие новости