Члены избиркома приносили урны для голосования красноярцам домой.
Фото Reuters
В Красноярском крае «Единая Россия» на выборах в Госдуму смогла набрать всего около 36,7%, что на 23% ниже, чем ее результат четыре года назад. За счет потерь единороссов поднялись вверх КПРФ – 23,6%, ЛДПР – 16,9% и «Справедливая Россия» – 15,86%. Остальные три партии в совокупности набрали около 5%. На избирательные участки пришли чуть менее половины красноярцев, имеющих право голоса.
Одновременно 4 декабря состоялись также выборы в Законодательное собрание края. По партийным спискам результаты немного отличаются от госдумовских, в частности, «Справедливая Россия» потеснила ЛДПР на призовом пьедестале, завоевав бронзу. За счет победы в одномандатных округах единороссы сохранили большинство в краевом парламенте, но утратили конституционный перевес. Сейчас в случае принятия краевых законопроектов, требующих поддержки двух третей депутатского корпуса, «Единой России» придется искать союзников среди других партий.
Наблюдатели полагают, что низкий результат партии власти на берегах Енисея закономерен. «За «Единую Россию» в Сибири всегда голосовали хуже, чем по стране, но на этих выборах ситуация для медведей в Красноярском крае усугубилась рядом технологических просчетов штаба и внешних факторов, – полагает политолог Сергей Комарицын. – Мне кажется, что единороссы выбрали не слишком адекватную повестку кампании, попытавшись провести ее на традиционном позитиве. Но он как-то плохо ложился на страсти вокруг проекта строительства марганцевого завода в Красноярске. Преувеличенным оказался рейтинг лидеров списка. Сергей Шойгу и Лев Кузнецов оказались не такими эффективными локомотивами, каким раньше на выборах был в регионе Александр Хлопонин».
Самый неожиданный результат на этих выборах показала «Справедливая Россия», которую, согласно многим опросам, накануне выборов вроде как списывали в политический утиль. «На мой взгляд, нам помог уход лидера партии Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации. Многие избиратели поверили, что мы не являемся «второй ногой» Кремля, – заявил «НГ» председатель совета отделения эсэров в Красноярском крае Николай Трикман. – На фоне усиливающегося в обществе недоверия к «Единой России» мы смогли выстроить грамотную кампанию, которая отличалась от кампаний КПРФ и ЛДПР цельностью и более точечной работой на целевые группы. Не случайно, что нам поверила молодежь, которая составила значительную часть избирателей, проголосовавших за нашу партию».
По мнению некоторых экспертов, оппозиция получила высокие проценты, не прилагая больших усилий. «Этим партиям помог критический настрой электората по отношению к власти, – говорит политический аналитик Андрей Копытов. – Многие голосовали за оппозицию не потому, что они провели эффективные кампании, а скорее «назло» «Единой России». При этом многие из них прекрасно понимали, что никто из этих партий на первом месте не окажется и в этом смысле их выбор был своеобразным политическим «безопасным сексом» – случайная связь без особых последствий. Но в любом случае тот сигнал, который эти избиратели послали власти, должен быть услышан и проанализирован».
Хотя, по заявлению председателя крайизбиркома Константина Бочарова, день выборов в регионе прошел спокойно, руководители региональных отделений КПРФ и ЛДПР по традиции заявили о ряде серьезных нарушений и в поствыборную ночь даже грозили устроить митинги и другие акции протеста. В частности, коммунисты возмущались по поводу проведения в непосредственной близости от избирательных участков так называемых народных опросов по народному бюджету, но их возмущение представители избирательных комиссий не разделили и агитации в этом опросе не увидели.
Красноярск