Чтобы победили те, кому ты веришь, надо определиться с выбором.
Фото Reuters
Я проголосовал, хотя до последнего колебался, идти ли. Решил накануне, что оттолкнусь от эмоций – в каком настроении проснусь, так и пойдет. То, что я в итоге зашел на избирательный участок, – исключительно жест для последующей внутренней рефлексии. Потому что я понимаю всю бессмысленность похода на эти выборы. Нет партии, за которую я хотел голосовать. Есть партии, против которых я хотел проголосовать. Но прямой возможности протестного голосования у нас нет. Предлагали портить бюллетень. Но я рассуждал так: «Боюсь, если я проголосую за «Яблоко», я тоже испорчу бюллетень┘ Да и не готов я за нее голосовать. Это партия, которая движется слишком медленно, неуверенно. Все 20 лет, сколько я их помню, копаются┘ Все у них обвешано тысячами каких-то нюансов бессмысленных. Не поднимется у меня рука, в качестве протеста, ни за коммунистов, ни за ЛДПР, ни за патриотов поставить галочку. Раньше я за СПС голосовал. Был хотя бы СПС. А сейчас эта пародия – «Правое дело» – я не могу за них голосовать┘»
Это первые выборы, по поводу которых я находился в замешательстве: идти или не идти на них. Потому что я понимаю: наступает время, когда мой голос ничего не решает в моей стране. Пойду я на выборы – не пойду, результат я знаю, и все мы его знаем. Думаю, у всех здравомыслящих людей точка отчаяния наступила одновременно. Мы же все знаем про то, как будет развиваться наша жизнь в течение следующих 12 лет. И никто не строит никаких иллюзий. Есть набор вопросов, которые мы можем задавать в течение этих 12 лет: будет ли третий срок, монархия, еще что-то. При этом я всегда подчеркиваю: я ведь не оппозиционер. Но именно не будучи оппозиционером, я не могу голосовать за партию власти и за все, что с нею связано.
А на президентские выборы весной точно не пойду. Это вообще бессмысленно. Здесь хотя бы какая-то видимость смысла есть. А на президентские выборы в ближайшие 12 лет я, видимо, ходить не буду.