На некоторых избирательных участках царила пугающая пустота.
Фото Mikhail Mordasov/AFP
В минувшее воскресенье моя семья пошла на выборы. Супруга дома – в Питере, я в Буэнос-Айресе. Пошел на выборы первый раз за 20 лет – раньше, на мой взгляд, не за что было голосовать. Сегодня есть.
Поездка в посольство и обратно заняла два часа. Зато сами выборы – три минуты. Организовано все отлично. На входе охранник посмотрел паспорт и предупредил – фото- и видеосъемка запрещены. Зашел. Отдал паспорт. Члены избирательной комиссии заполнили формуляр и выдали бюллетень. Поставил свой крестик. Опустил в урну. И все. Приятно. Вообще работа наших посольств начинает соответствовать лучшим стандартам. Два года назад жили на краю земли из-за моей работы. Приехали в столицу на пять дней. Сразу с самолета в отель и в посольство. За четыре дня успели оформить новые паспорта, гражданство дочери, сделать кучу других бумаг – доверенностей и т.п. Без очередей. А ведь еще несколько лет назад и по матушке могли в посольстве по телефону послать. Вот бы в самой России так госструктуры работали...
Вспоминаю выборы 1991 года – первые альтернативные. Страна верила в перемены. Я вместе с ней. Основных кандидатов выделяли двоих. Первый обещал обновление. Второй – дешевую водку. Оба предложения были привлекательны. Я проголосовал за первое, небезосновательно полагая, что за второе и без меня многие проголосуют.
Но потом все вернулось на круги своя – голосовали за меня другие.
Сначала республики во главе с Украиной дружно проголосовали за развал моей страны. Россияне в бессилии наблюдали за «парадом суверенитетов». После этого мой выбор расстреляли танки. От чего желание ходить на выборы основательно притупилось. Голосуй не голосуй... С тех пор я уверенно «голосовал пятой точкой».
Фактически выборы после 1993 года превратились в формальность. Сначала страна дружно проголосовала за новую Конституцию, потом за «того, который не проиграл», потом «за Путина». Более всего мне запали в память слова одного знакомого. На вопрос: «За кого ты будешь голосовать?» он ответил: «За Путина! Давно у нас не было руководителя, который внятно говорит!» Трудно поспорить. Путин не просто внятно говорил. Он еще и приступил к проведению вполне внятной политики. Все последующие выборы народ голосовал за внятную политику. Однако эти выборы в Госдуму отличаются от всех предыдущих. На них я пошел. Первый раз после 1991 года. У меня снова есть выбор. И у всех россиян тоже. Я проголосовал за продолжение внятной политики, которая в последнее время таковой быть перестает.
Длительное пребывание у власти одних и тех же людей при «почти единогласной поддержке народом» начало крайне негативно сказываться на многих процессах в стране. Самым характерным стало практически полное отсутствие предвыборных обещаний у партии власти. ЕР вообще никаких обязательств на себя не брала перед выборами, фактически ограничиваясь единственным основным лозунгом – «все и дальше будет зашибись». Только вот «зашибись» оно все менее и менее выглядит.
Мы помним выборы-профанацию советского периода, когда выбора у нас не было. Сегодня он есть. Пока. И единственный правильный выбор, на мой взгляд, в подобной ситуации – проголосовать за любую партию, кроме «Единой России». Именно это я и сделал. И всех своих знакомых призывал к такому поступку. Это не просто тупой протест. Это желание показать руководству страны, что многое необходимо менять. Важно дать почувствовать «единороссовскому болоту», что так далее продолжаться не будет. Я не хочу возвращения к «99,8%». Думаю, что многие мои соотечественники – тоже.
Пора показать, что никакой «административный ресурс» не в состоянии решить исход выборов. Российская политическая система пока находится только в стадии формирования. Значит, варианты ее усовершенствования есть.
Таких, как я, много. И надеюсь, что наши голоса будут услышаны и руководство страны всерьез задумается о необходимости модернизации политической системы и бесполезности упора на «административный ресурс». Появятся шансы на то, что к следующим выборам у партии власти будет более-менее внятная программа. Да и другие партии осознают, что у них есть шансы на победу при наличии таковой. А если не на победу, то на получение большего количества кресел и «тепленьких местечек». Надо использовать борьбу за кресла в наших интересах. Другого инструмента у нас в руках нет.