Обычно в воскресенье мы с семьей возвращаемся с дачи поздним вечером. Причина одна, и всем она известна – пробки. Но в этот раз мы выехали пораньше: надо было успеть на избирательный участок. Дело в том, что в моей семье все, кроме маленькой внучки, не только совершеннолетние, но и сознательные граждане. Поэтому мы всегда ходим на выборы. Это стало традицией с 1989 года. А до перестройки я был не столько избирателем, сколько агитатором. Правда, никакой агитацией мы не занимались. Нас направляли по подъездам просто сверять списки избирателей. А в агитации не было никакого смысла. Результат тогда всегда был близок к 100%.
Сейчас же мы реально голосуем, потому что есть поле выбора. Что бы мне ни говорили о том, что все заранее предрешено. До тех пор, пока мы голосуем, – ничего не предрешено.
Для меня такое голосование – это всегда этический выбор, а значит, и гражданский. Юридически никто из нас не обязан голосовать. Выборы – это наше право, а не обязанность. Поэтому голосование – это свободное проявление человеком своей гражданственности.