В связи с выборами мне почему-то вспоминается щедринское: «Ты в русалок веришь? Верю. А в настоящих русалок веришь? Верю. Ну, тогда живи».
Так вот вопрос «Верите ли вы в выборы?», по-моему, из числа таких вопросов веры, которые, если ты считаешь себя гражданином, вроде бы и не требуют доказательств. Просто это моя территория свободы, где только я могу принимать решение: какая партия и какой ее лидер меня устраивают. Даже если бы мне пришло личное письмо от мэра или президента, где они просили проголосовать за их партию, я могла их послушать или нет. Это мое право, и я не стану от него отказываться.
И еще я пошла голосовать, если хотите, в силу своего профессионального долга. Я не смогу объяснять своим студентам, что такое демократия, и при этом отказываться от своего гражданского долга. Кстати, они нередко довольно наивно спрашивают, за кого им голосовать. И мне приходится объяснять, что это очень интимный вопрос, вроде того, на ком им стоит жениться. Решение принимать только им.
Естественно, приняв решение об участии в выборах, как и все в нашей стране, я прекрасно понимаю, насколько несовершенны те политические практики, которые у нас сложились именно в силу отсутствия у нас развитого гражданского общества. Но у власти всегда будет соблазн использовать так называемый административный ресурс, если мы ей это позволим. За несколько дней до выборов я прочла сообщение о том, что в одном из районов Москвы готовятся возможные фальсификации со стороны администрации этого района. Начальство поставило задачу перед избиркомами, чтобы партия власти набрала не менее 58% голосов. Между тем все опросы показывают, что такие цифры по Москве даже теоретически маловероятны. Что это значит? Лишь то, что ретивые исполнители высшей воли, как та самая унтер-офицерская вдова, сами себя высекли, выставив на показ свою ретивость, и в принципе нанесли непоправимый ущерб репутации «Единой России». Но эти администраторы должны знать, что не все готовы отдать им свой открепительный талон. А если мы голосуем сами, то их возможности решать за нас резко снизятся.