Росту популярности "Единой России" в народе мало помогает даже появление новых лидеров.
Фото Reuters
По полученным результатам опроса избирателей, проведенного нашим Институтом, заявили о наличии потенциального желания участвовать в выборах 64,6% респондентов, 27% намерены отказаться от участия и 8,4% затруднились ответить. При этом высокую степень электоральной заинтересованности выразили только 24,2% избирателей, что естественно, так как выборная кампания стартовала относительно недавно. Опираясь на эти факты и с учетом опыта исследований прошлых лет можно прогнозировать, что примут участие в парламентских выборах примерно 62–65% списочного состава избирателей.
Совокупность результатов анкетного опроса и опроса фокус-групп показывает, что в массовом сознании российского общества, как и в прошлые выборные кампании, доминирует стойкое недоверие к выборам. За последние годы резко усилилось отчуждение народа от власти.
Это обусловлено прежде всего следующими причинами, препятствующими нормальному волеизъявлению:
сомнениями многих избирателей в честности подсчета голосов на выборах (выразили 74% опрошенных);
в неверии, что выборы являются средством влияния на власти (отметили 67,4% опрошенных);
в преобладании равнодушного или отрицательного отношения избирателей над положительным отношением к политическим партиям;
в нарушениях установленной законодательством регламентации выборов;
в использовании административных рычагов давления на избирателей.
Данные экспертного опроса показали аналогичную картину:
почти треть экспертов (30,8%) отметили, что установленная законодательством регламентация выборов по форме исполняется, а по существу нет;
50,8% отметили отсутствие равных возможностей участия партий в избирательном процессе;
82,5% считают, что органы государственной и муниципальной власти влияют на избирателей административными средствами;
67,5% не исключили использования в выборной кампании негативных технологий влияния на результаты голосования.
Эти факторы выборной кампании деформируют мотивы электорального поведения граждан, что зачастую выражается в протестном поведении либо в голосовании по указке властей.
Несмотря на то что только политические партии де-юре являются полноправными субъектами выборного процесса, партийные ориентации имеют далеко не доминирующее значение в электоральном сознании российских избирателей. Лишь 15% опрошенных отметили, что активно поддерживают ту или иную политическую партию. У остальных респондентов партийная самоидентификация выражена весьма слабо или вообще отсутствует.
В отношении избирателей к партиям эмоциональные мотивы преобладают над рациональными. Это рельефно проявилось в распределении избирателей, заявивших о своих симпатиях к партиям и, напротив, о неприязненном отношении к ним. По данному показателю доля симпатизирующих преобладает над антипатично настроенными респондентами в отношении к «Единой России», КПРФ и «Справедливой России». Неприязнь относительно чаще в сравнении с симпатиями вызывают ЛДПР, «Патриоты России» и «Яблоко» (см. таблицу 1).
Указанные тренды в основном корреспондируются с предвыборными рейтингами партий кроме ЛДПР, которая при относительно небольшой доле симпатизирующих ей (15,7%) имеет реальные шансы преодолеть барьер прохождения в Госдуму.
Выражение симпатии к той или иной партии люди связывают прежде всего с надеждой, что при прохождении в Госдуму она будет защищать интересы простых людей. Этот мотив отметили 43,2% опрошенных. Он четко корреспондируется с негативным отношением населения к несправедливому разделению общества на богатых и бедных. Вторым по степени актуальности в электоральном сознании является мотив борьбы партии за справедливость, третьим – авторитет лидера партии.
На выборах Госдумы в 2007 году поддержка «Единой России» В.В. Путиным оказала значительное влияние на электоральное сознание. В настоящее время поддержку Путина в качестве электорального мотива отметили 13,5% опрошенных. Это достаточно весомо, но уже не играет определяющей роли в электоральном выборе (более детально эскиз электоральной поддержки партий представлен в таблице 2).
Предварительный прогноз на основе данных опроса избирателей вполне очевиден уже на старте выборной кампании – партии, имеющие по итогам прошлых выборов депутатские фракции в Госдуме, преодолевают 7-процентный барьер. В числе политических партий-аутсайдеров выборного процесса фигурируют «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». С рейтинговыми данными по итогам опроса избирателей в основном совпадают экспертные оценки электоральных шансов партий.
«Единая Россия» лидирует, но ее электоральная база в сравнении с аналогичным периодом выборной кампании 2007 года уменьшилась. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» в принципе сохраняют свои позиции, которые они имели на парламентских выборах 2007 года. Основание для такого предположения составляют социологические оценки рейтингов, а также данные о социально-политических ориентациях и политических установках 26% избирателей, склоняющихся участвовать в выборах, но пока не решивших, как именно проголосуют.
Электоральные ресурсы партий зависят от ряда существенных факторов. В том числе от явки их сторонников на выборы, от социально-демографического состава их электоральной базы, от доли в нем политических активистов, от соответствия имиджа партий мотивационному ядру голосующих и т.д. В связи с этим представляют интерес данные таблицы 3.
«Единая Россия» имеет сторонников во всех социально-демографических группах электората, но относительно чаще ее поддерживают представители высокодоходной группы населения и сторонники сохранения политического режима.
В составе сторонников КПРФ более рельефно, чем в электоральных базах других партий, проявилось единство идеологических взглядов. Устойчивость электоральной базы этой партии обусловлена идеологической консолидацией ее сторонников и тесно связанным с ней недовольством государственной политикой. Как и прежде, КПРФ поддерживает значительная часть представителей старших возрастных групп населения, особенно пенсионеров, а также людей с низкими доходами.
Среди сторонников ЛДПР в сравнении с другими партиями относительно больше доля избирателей в возрасте 18–24 лет, которые, правда, не активно участвуют в выборах.
Характеристики электоральной базы «Справедливой России» во многом схожи с коммунистически ориентированным электоратом. Основная разница лишь в том, что партию С.М.Миронова относительно чаще поддерживают люди с высшим и средним специальным образованием.
На основе имеющихся данных можно также утверждать, что КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» конкурируют между собой за голоса избирателей, недовольных властями и проводимыми реформами, а вместе взятые эти три партии конкурируют с «Единой Россией».
Отношение избирателей к выборам в значительной мере обусловлено растущим отчуждением власти от населения. Оно, в частности, проявляется в том, что только 13,6% опрошенных идентифицируют нынешний политический режим в стране с демократией, 56,9% – с административным диктатом и чиновничества и 15,9% – с анархией и неразберихой. А на вопрос «Как вы считаете, у таких людей, как вы, есть возможность влиять на решения властей?» дали отрицательный ответ 74,9% респондентов.
Резюмируя изложенное, можно утверждать, что состояние социальной и политической аномии, характерное для современного российского общества, губительно сказывается на выборном процессе. Речь идет о сбое в системе регулирования социально-политических отношений с помощью одобряемых обществом норм и ценностей, о разрыве между желаниями и ожиданиями общества, с одной стороны, и реальными возможностями и средствами их реализации в ходе гражданского волеизъявления – с другой. Именно поэтому политические партии, как правило, не в состоянии отчетливо артикулировать интересы тех избирателей, которые по идее могли бы быть их сторонниками. Последнее утверждение иллюстрируется хотя бы тем, что партия «Правое дело» не находит поддержки у внушительного слоя предпринимателей.
Таблица 1 Распределение избирателей по показателю их эмоционального отношения к партиям (в %) | ||||
Партии | Варианты отношения к партиям | |||
Симпатия | Равнодушие | Неприязнь | Трудно сказать | |
⌠Единая Россия■ | 38,3 | 30,8 | 18,0 | 12,9 |
КПРФ | 24,3 | 46,0 | 13,9 | 15,8 |
ЛДПР | 15,7 | 42,8 | 24,5 | 17,0 |
⌠Справедливая Россия■ | 18,4 | 49,6 | 10,3 | 21,7 |
⌠Патриоты России■ | 7,0 | 52,9 | 11,0 | 29,1 |
⌠Правое дело■ | 5,1 | 51,9 | 15,6 | 27,4 |
⌠Яблоко■ | 7,4 | 50,4 | 15,8 | 26,4 |
Таблица 2 Предвыборный рейтинг партий по состоянию на 11–17 октября 2011 года (в %) | |||
От общего количества | От намеренных голосовать опрошенных | От намеренных голосовать и определившихся с выбором | |
⌠Единая Россия■ (Медведев Д.А.) | 31,8 | 39,2 | 48,9 |
КПРФ (Зюганов Г.А., Комоедов В.П., Афонин Ю.В.) | 15,4 | 19,2 | 24,0 |
ЛДПР (Жириновский В.В., Островский А.В., Лебедев И.В.) | 8,1 | 9,4 | 11,7 |
⌠Справедливая Россия■ (Миронов С.М., Левичев Н.В., Дмитриева О.Г.) | 6,6 | 7,9 | 9,8 |
⌠Патриоты России■ (Семигин Г.Ю., Маховиков С.А., Корнеева Н.А.) | 1,2 | 1,4 | 1,8 |
⌠Правое дело■ (Дунаев А.Г., Богданов А.В., Чакветадзе А.Д.) | 0,5 | 0,7 | 0,9 |
Российская объединенная демократическая партия ⌠Яблоко■ | |||
(Явлинский Г.А., Митрохин С.С., Яблоков А.В.) | 1,8 | 2,3 | 2,9 |
Ни одной из этих партий | 17,0 | 7,2 | – |
Не хочу об этом говорить | 7,9 | 5,1 | – |
Затруднились ответить | 9,7 | 7,6 | – |
Таблица 3 Характеристика отношения избирателей к выборам в электоральных базах партий (в %) | ||||
Показатели электорального сознания | ⌠Единая Россия■ | КПРФ | ЛДПР | ⌠Справедливая Россия■ |
Заявили, что обязательно будут участвовать в выборах | 45,2 | 46,1 | 42,8 | 36,7 |
Считают, что участие в выборах – обязанность гражданина | 68,7 | 62,5 | 53,6 | 58,2 |
Окончательно решили, за какую партию проголосуют | 62,5 | 64,2 | 52,6 | 49,4 |
Считают, что выбранная партия заботится об интересах тех, кто за нее голосует | 52,9 | 73,9 | 51,0 | 63,3 |