0
2830
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.11.2011 00:00:00

Электоральная база ЕР уменьшилась

Владимир Бойков

Об авторе: Владимир Эрихович Бойков - профессор, доктор философских наук, директор Института социальных исследований.

Тэги: партия, ер, избиратель


партия, ер, избиратель Росту популярности "Единой России" в народе мало помогает даже появление новых лидеров.
Фото Reuters

По полученным результатам опроса избирателей, проведенного нашим Институтом, заявили о наличии потенциального желания участвовать в выборах 64,6% респондентов, 27% намерены отказаться от участия и 8,4% затруднились ответить. При этом высокую степень электоральной заинтересованности выразили только 24,2% избирателей, что естественно, так как выборная кампания стартовала относительно недавно. Опираясь на эти факты и с учетом опыта исследований прошлых лет можно прогнозировать, что примут участие в парламентских выборах примерно 62–65% списочного состава избирателей.

Совокупность результатов анкетного опроса и опроса фокус-групп показывает, что в массовом сознании российского общества, как и в прошлые выборные кампании, доминирует стойкое недоверие к выборам. За последние годы резко усилилось отчуждение народа от власти.

Это обусловлено прежде всего следующими причинами, препятствующими нормальному волеизъявлению:

сомнениями многих избирателей в честности подсчета голосов на выборах (выразили 74% опрошенных);

в неверии, что выборы являются средством влияния на власти (отметили 67,4% опрошенных);

в преобладании равнодушного или отрицательного отношения избирателей над положительным отношением к политическим партиям;

в нарушениях установленной законодательством регламентации выборов;

в использовании административных рычагов давления на избирателей.

Данные экспертного опроса показали аналогичную картину:

почти треть экспертов (30,8%) отметили, что установленная законодательством регламентация выборов по форме исполняется, а по существу нет;

50,8% отметили отсутствие равных возможностей участия партий в избирательном процессе;

82,5% считают, что органы государственной и муниципальной власти влияют на избирателей административными средствами;

67,5% не исключили использования в выборной кампании негативных технологий влияния на результаты голосования.

Эти факторы выборной кампании деформируют мотивы электорального поведения граждан, что зачастую выражается в протестном поведении либо в голосовании по указке властей.

Несмотря на то что только политические партии де-юре являются полноправными субъектами выборного процесса, партийные ориентации имеют далеко не доминирующее значение в электоральном сознании российских избирателей. Лишь 15% опрошенных отметили, что активно поддерживают ту или иную политическую партию. У остальных респондентов партийная самоидентификация выражена весьма слабо или вообще отсутствует.

В отношении избирателей к партиям эмоциональные мотивы преобладают над рациональными. Это рельефно проявилось в распределении избирателей, заявивших о своих симпатиях к партиям и, напротив, о неприязненном отношении к ним. По данному показателю доля симпатизирующих преобладает над антипатично настроенными респондентами в отношении к «Единой России», КПРФ и «Справедливой России». Неприязнь относительно чаще в сравнении с симпатиями вызывают ЛДПР, «Патриоты России» и «Яблоко» (см. таблицу 1).

Указанные тренды в основном корреспондируются с предвыборными рейтингами партий кроме ЛДПР, которая при относительно небольшой доле симпатизирующих ей (15,7%) имеет реальные шансы преодолеть барьер прохождения в Госдуму.

Выражение симпатии к той или иной партии люди связывают прежде всего с надеждой, что при прохождении в Госдуму она будет защищать интересы простых людей. Этот мотив отметили 43,2% опрошенных. Он четко корреспондируется с негативным отношением населения к несправедливому разделению общества на богатых и бедных. Вторым по степени актуальности в электоральном сознании является мотив борьбы партии за справедливость, третьим – авторитет лидера партии.

На выборах Госдумы в 2007 году поддержка «Единой России» В.В. Путиным оказала значительное влияние на электоральное сознание. В настоящее время поддержку Путина в качестве электорального мотива отметили 13,5% опрошенных. Это достаточно весомо, но уже не играет определяющей роли в электоральном выборе (более детально эскиз электоральной поддержки партий представлен в таблице 2).

Предварительный прогноз на основе данных опроса избирателей вполне очевиден уже на старте выборной кампании – партии, имеющие по итогам прошлых выборов депутатские фракции в Госдуме, преодолевают 7-процентный барьер. В числе политических партий-аутсайдеров выборного процесса фигурируют «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». С рейтинговыми данными по итогам опроса избирателей в основном совпадают экспертные оценки электоральных шансов партий.

«Единая Россия» лидирует, но ее электоральная база в сравнении с аналогичным периодом выборной кампании 2007 года уменьшилась. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» в принципе сохраняют свои позиции, которые они имели на парламентских выборах 2007 года. Основание для такого предположения составляют социологические оценки рейтингов, а также данные о социально-политических ориентациях и политических установках 26% избирателей, склоняющихся участвовать в выборах, но пока не решивших, как именно проголосуют.

Электоральные ресурсы партий зависят от ряда существенных факторов. В том числе от явки их сторонников на выборы, от социально-демографического состава их электоральной базы, от доли в нем политических активистов, от соответствия имиджа партий мотивационному ядру голосующих и т.д. В связи с этим представляют интерес данные таблицы 3.

«Единая Россия» имеет сторонников во всех социально-демографических группах электората, но относительно чаще ее поддерживают представители высокодоходной группы населения и сторонники сохранения политического режима.

В составе сторонников КПРФ более рельефно, чем в электоральных базах других партий, проявилось единство идеологических взглядов. Устойчивость электоральной базы этой партии обусловлена идеологической консолидацией ее сторонников и тесно связанным с ней недовольством государственной политикой. Как и прежде, КПРФ поддерживает значительная часть представителей старших возрастных групп населения, особенно пенсионеров, а также людей с низкими доходами.

Среди сторонников ЛДПР в сравнении с другими партиями относительно больше доля избирателей в возрасте 18–24 лет, которые, правда, не активно участвуют в выборах.

Характеристики электоральной базы «Справедливой России» во многом схожи с коммунистически ориентированным электоратом. Основная разница лишь в том, что партию С.М.Миронова относительно чаще поддерживают люди с высшим и средним специальным образованием.

На основе имеющихся данных можно также утверждать, что КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» конкурируют между собой за голоса избирателей, недовольных властями и проводимыми реформами, а вместе взятые эти три партии конкурируют с «Единой Россией».

Отношение избирателей к выборам в значительной мере обусловлено растущим отчуждением власти от населения. Оно, в частности, проявляется в том, что только 13,6% опрошенных идентифицируют нынешний политический режим в стране с демократией, 56,9% – с административным диктатом и чиновничества и 15,9% – с анархией и неразберихой. А на вопрос «Как вы считаете, у таких людей, как вы, есть возможность влиять на решения властей?» дали отрицательный ответ 74,9% респондентов.

Резюмируя изложенное, можно утверждать, что состояние социальной и политической аномии, характерное для современного российского общества, губительно сказывается на выборном процессе. Речь идет о сбое в системе регулирования социально-политических отношений с помощью одобряемых обществом норм и ценностей, о разрыве между желаниями и ожиданиями общества, с одной стороны, и реальными возможностями и средствами их реализации в ходе гражданского волеизъявления – с другой. Именно поэтому политические партии, как правило, не в состоянии отчетливо артикулировать интересы тех избирателей, которые по идее могли бы быть их сторонниками. Последнее утверждение иллюстрируется хотя бы тем, что партия «Правое дело» не находит поддержки у внушительного слоя предпринимателей.

Таблица 1 Распределение избирателей по показателю их эмоционального отношения к партиям (в %)
Партии Варианты отношения к партиям
Симпатия Равнодушие Неприязнь Трудно сказать
⌠Единая Россия■ 38,3 30,8 18,0 12,9
КПРФ 24,3 46,0 13,9 15,8
ЛДПР 15,7 42,8 24,5 17,0
⌠Справедливая Россия■ 18,4 49,6 10,3 21,7
⌠Патриоты России■ 7,0 52,9 11,0 29,1
⌠Правое дело■ 5,1 51,9 15,6 27,4
⌠Яблоко■ 7,4 50,4 15,8 26,4
Таблица 2 Предвыборный рейтинг партий по состоянию на 11–17 октября 2011 года (в %)
От общего количества От намеренных голосовать опрошенных От намеренных голосовать и определившихся с выбором
⌠Единая Россия■ (Медведев Д.А.) 31,8 39,2 48,9
КПРФ (Зюганов Г.А., Комоедов В.П., Афонин Ю.В.) 15,4 19,2 24,0
ЛДПР (Жириновский В.В., Островский А.В., Лебедев И.В.) 8,1 9,4 11,7
⌠Справедливая Россия■ (Миронов С.М., Левичев Н.В., Дмитриева О.Г.) 6,6 7,9 9,8
⌠Патриоты России■ (Семигин Г.Ю., Маховиков С.А., Корнеева Н.А.) 1,2 1,4 1,8
⌠Правое дело■ (Дунаев А.Г., Богданов А.В., Чакветадзе А.Д.) 0,5 0,7 0,9
Российская объединенная демократическая партия ⌠Яблоко■      
(Явлинский Г.А., Митрохин С.С., Яблоков А.В.) 1,8 2,3 2,9
Ни одной из этих партий 17,0 7,2
Не хочу об этом говорить 7,9 5,1
Затруднились ответить 9,7 7,6
Таблица 3 Характеристика отношения избирателей к выборам в электоральных базах партий (в %)
Показатели электорального сознания ⌠Единая Россия■ КПРФ ЛДПР ⌠Справедливая Россия■
Заявили, что обязательно будут участвовать в выборах 45,2 46,1 42,8 36,7
Считают, что участие в выборах – обязанность гражданина 68,7 62,5 53,6 58,2
Окончательно решили, за какую партию проголосуют 62,5 64,2 52,6 49,4
Считают, что выбранная партия заботится об интересах тех, кто за нее голосует 52,9 73,9 51,0 63,3

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3026
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3449
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2524
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4464

Другие новости