В Ростовском областном суде идет процесс по делу трех жителей донской столицы, которые подозреваются в подготовке теракта в здании местного управления Федеральной миграционной службы. По версии следствия, в апреле 2010 года обвиняемые собирались организовать взрыв в месте массового скопления мигрантов и убить начальника отдела по вопросам трудовой миграции. Организатором преступления, по данным Следственного комитета, стал экс-инспектор УФМС 31-летний Дмитрий Федорушкин, который так собирался привлечь внимание к засилью гастарбайтеров, а заодно ликвидировать бывшего коллегу. Преступный замысел был предотвращен сотрудниками милиции, вовремя обнаружившими взрывное устройство (900 граммов в тротиловом эквиваленте), начиненное поражающими элементами.
Этот случай, взбудораживший Ростов, стал знаком проявления недовольства части общества наплывом мигрантов на Донскую землю. А ведь Ростовская область всегда была точкой пересечения миграционных потоков. В 90-е годы сюда прибыли более полумиллиона человек. Лишь в 2004 году количество выезжающих из региона людей стало больше, чем въезжающих. Но с 2008 года вновь начался рост числа мигрантов. В 2010 году на пунктах пропуска были зарегистрированы более 1,2 млн. иностранных граждан, въехавших в регион. Это на 4,3% больше, чем годом ранее. Российское гражданство в регионе за последние четыре года приобрели около 30 тыс. выходцев из стран ближнего зарубежья. В основном это уроженцы Украины, Армении, Азербайджана и Узбекистана.
Увеличение миграционных потоков вызывает ряд острых проблем: мигранты становятся конкурентами на рынке труда для местного населения, увеличивают нагрузку на образовательные и медицинские учреждения.
По приблизительным оценкам, в Ростовской области сейчас не менее 15 тыс. нелегальных мигрантов. За пять месяцев 2011 года были выявлены 96 иностранцев, которые незаконно жили в регионе.
Нередко основным источником дохода мигрантов-нелегалов становятся преступления. В первом квартале 2011 года в Ростовской области количество преступлений, совершенных иностранцами, выросло на 25%. Впрочем, по данным донского ГУ МВД, доля уголовных преступлений, совершаемых мигрантами в Ростовской области, не превышает 1% от их общего числа.
При региональной квоте в 17,4 тыс. человек сегодня около половины гастарбайтеров на Дону заняты в строительстве. Остальные трудятся в торговле, сельском хозяйстве и промышленности. Для сравнения: два года назад квота на трудовых мигрантов в Ростовской области составляла более 19 тыс. Однако региональная служба занятости выступила тогда с предложением сократить квоту почти на четверть, чтобы дать возможность устроиться на работу гражданам России. На 2012 год более 500 работодателей уже заявили о своей потребности в более чем 30 тыс. иностранцах. Им предложили умерить свои аппетиты вдвое и привлекать на свободные вакансии безработных Ростовской области.
Стоит отметить, что неконтролируемый наплыв мигрантов, наблюдаемый в прошлые годы на Донской земле, привел к тому, что в ряде районов Ростовской области коренных жителей оказалось меньше, чем «чужаков», которые зачастую не хотят считаться ни с культурой, ни с обычаями, ни с правами тех, кто жил здесь веками. На Дону появились хутора, от которых русским осталось одно название. По словам донских казаков, в этой связи возникает немало проблем, например, с турками-месхетинцами, которые не желают ассимилироваться. Достаточно сказать, что за 20 лет пребывания месхетинцев на Донской земле практически не было зафиксировано смешанных браков. Власти корректно отмалчиваются, стараясь не затрагивать скользкую проблему. Единственными, кто постоянно бьет тревогу по этому поводу, являются донские казаки.
В прошлом году необходимость в неквалифицированной иностранной рабочей силе снизилась с 33,8 до 17,2%. Но привлечение рабочей силы из-за рубежа по-прежнему выгодно для Ростовской области. По информации регионального управления Федеральной налоговой службы, вклад иностранной рабочей силы в бюджет (в виде налогов на доходы физических лиц) составил по итогам 2010 года 165 млн. руб. Положительное влияние миграционные процессы оказывают и на демографическую ситуацию в Ростовской области, население которой вследствие естественной убыли сокращается ежегодно как минимум на 10 тыс. человек.
Ростов-на-Дону