Рисунок Вадима Мисюка
В начале августа президент Дмитрий Медведев назначил своих новых полномочных представителей в трех федеральных округах. В ряде СМИ эти назначения даже назвали «масштабными», что, мягко говоря, выглядит явным преувеличением. Начнем с того, что одного из полпредов – Николая Винниченко – просто переместили по горизонтали: из Уральского федерального округа, где у однокурсника президента не сложились отношения с некоторыми губернаторами, его перевели в Северо-Западный федеральный округ. Место Винниченко досталось его заместителю, мало кому известному чиновнику из Тюмени Евгению Куйвашеву. А кресло Георгия Полтавченко, ставшего губернатором Санкт-Петербурга, занял начальник управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун.
После указа президента об этих назначениях эксперты не преминули отметить: сделано это, во-первых, в преддверии декабрьских выборов в Государственную Думу, во-вторых, из полпредов, назначенных еще Владимиром Путиным, свой пост сохранил только Григорий Рапота, возглавляющий Приволжский федеральный округ. Другое дело, что, как показывает опыт, никакого реального влияния на итоги выборов в верхнюю палату российского парламента полпреды не оказывают. Здесь гораздо важнее административный ресурс губернаторов. Что касается понятия «свои люди», то и тут все слишком относительно. Полпред президента – это скорее функция, некое звено, суть и значение которого до сих пор четко непонятно.
Конечно же, есть указ президента «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе». Если внимательно вчитаться в главу «Обязанности полпреда», то он отвечает за все и вся. А отвечать за все по российской традиции, означает не отвечать ни за что. Кстати, весьма показателен тот факт, что закона о полпредах нет до сих пор. То есть, как давно уже подмечают эксперты, с конституционной точки зрения институт полпредов несколько, говоря откровенно, хромает. Этот недостаток должен, по идее, компенсироваться персональным ресурсом полпредов, но и тут система дает сбой. Тот же Винниченко (с таким ресурсом, как однокашник президента!), к примеру, как утверждают СМИ, не влиял на назначения губернаторов в УФО: не поладил со свердловским губернатором Александром Мишариным, бесполезно сопротивлялся назначению главой Челябинской области Михаила Юревича и т.д.
Заметим, что более чем за 10 лет существования института полпредов большинство граждан о его существовании практически не знают. Да что там рядовые граждане! В последнем, то есть августовском, рейтинге «Независимой газеты» «100 ведущих политиков России», который составляется ведущими экспертами, числится только один полпред – представитель президента в Северно-Кавказском федеральном округе и вице-премьер правительства Александр Хлопонин (30-е место). Есть, правда, в списке и Олег Говорун, но еще как начальник управления внутренней политики администрации президента (45–46 позиции).
Когда в 2000 году создавался институт полпредов, все кадровые назначения были политически понятны. В семерке полпредов (восьмой федеральный округ появился только в прошлом году) были два героя чеченской войны – Виктор Казанцев и Константин Пуликовский, которым Владимир Путин был многим обязан в год своего прихода на высший пост, чекисты Виктор Черкесов и Георгий Полтавченко, дипломат Леонид Драчевский, генерал МВД Петр Латышев и Сергей Кириенко (видимо, как представитель либерального крыла в отечественной политике).
С тех пор суть и смысл назначения полпредов в большинстве случаев были большой загадкой для наблюдателей. К примеру, когда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева сменил бывший губернатор Северной столицы, а затем вице-премьер правительства РФ Владимир Яковлев, это решение было совершенно необъяснимо. Может, не хотели обижать отставленного чиновника? Неудивительно, что на посту полпреда Яковлев не продержался и полугода. Правда, когда его сменил Дмитрий Козак, это было вполне объяснимо. Козак, который руководил Южным федеральным округом в крайне сложный период (с сентября 2004 года по сентябрь 2007 года), действовал как весьма эффективный антикризисный менеджер, чуть ли не ежедневно лично гася вспыхивающие в регионе конфликты.
Похоже, именно желанием пристроить очередного отставника было назначение на пост полпреда Сибирского федерального округа Анатолия Квашнина. Бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил России, утверждавший, что «если Генштаб – это мозг армии, то я его главная извилина», был, по сути, отправлен на «полпредовский пансион».
Полпреды постепенно стали не только глазами, но и руками кремлевской администрации . Фото ИТАР-ТАСС |
Еще более загадочна история со сменой полпреда в Дальневосточном федеральном округе в 2005 году. Тогда Константина Пуликовского сменил мэр Казани Камиль Исхаков. Главной заслугой которого до той поры, похоже, было успешное проведение 1000-летия Казани. Исхаков первым делом добился назначения губернатором Амурской области своего земляка и соратника Николая Колесова. Через год Колесов после череды громких коррупционных скандалов с треском был снят с должности. А вскоре со своим постом расстался и Камиль Исхаков.
Любопытно, что, если забить в поисковую систему Яндекс словосочетание «полпред президента в федеральном округе», новости окажутся не слишком впечатляющими: «Полпред провел совещание, полпред наградил, полпред перерезал ленточку» и т.д. Это если исключить новости о последних назначениях. Весьма показательный факт. Так что понять, чем занимаются представители президента, более чем сложно.
Эксперты «НГ» разошлись во мнениях о том, нужен или нет институт полпредов. Одни полагают, что этот институт устарел, другие говорят, что раз уж у федерального Центра руки до всех регионов не доходят, какой-никакой, а пригляд за регионами нужен. Правда, тогда возникает вопрос: если полпреды должны присматривать за назначенными тем же Центром губернаторами, то о каком доверии в пресловутой вертикали власти можно говорить?
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что на реальную ситуацию в регионах институт полпредов влияет очень относительно. «Полпред – это человек из Москвы, – сказал «НГ» эксперт. – Даже если он когда-то руководил одним из регионов, как, например, Виктор Ишаев, его все равно воспринимают как человека из Москвы. Он выполняет контрольные, координирующие функции. Он может контролировать, отчитываться перед федеральным Центром. Я думаю, что в этом качестве должность сохранится. Центру нужно такое «око государево», которое бы могло докладывать, что происходит в регионах, предоставлять неискаженную информацию».
«Последние назначения свидетельствуют о том, что институт полпредов превращается в институт решения каких-то узких конкретных политических задач или синекуру для статусных людей, – сказал «НГ» эксперт московского центра Карнеги Андрей Рябов. – Я имею в виду Говоруна и Винниченко. Наоборот, фигуры-тяжеловесы типа Полтавченко выводятся на губернаторские посты. Это говорит о том, что значение этого института снижается. Очевидно, что он был придуман тогда, когда существовали еще выборные губернаторы, когда была необходимость использовать дополнительные инструменты контроля над региональными элитами. Сейчас, когда главы республик и губернаторы встроены в вертикаль, строго говоря, значение этого института сокращается».
Как полагает собеседник «НГ», полпреды могут быть связующим звеном с Центром только в экономически и политически слабых субъектах Федерации. «А для ключевых регионов, главы которых решают проблемы напрямую с Москвой, они не нужны, – говорит эксперт. – Обратите внимание: в первые годы существования политически полпреды были очень активны, а сейчас мы практически ничего о них не слышим. Редко когда фамилия полпреда всплывет и то больше в протокольно-церемониальных событиях. И сомнительно, чтобы питерский губернатор Полтавченко озирался на полпреда Винниченко. Наверное, он все вопросы будет решать напрямую. Так что постепенно за счет попадания в полпреды людей, не имеющих отношения ни к хозяйственному руководству, ни к серьезному политическому руководству, этот институт отомрет».
«Слухи об упразднении института полпредов ходят уже лет семь, – сказал «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Дело в том, что функционал полпредов раньше состоял в том, чтобы, во-первых, взять под контроль финансовые потоки и, во-вторых, привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Законодательство в соответствие привели. И Кремль делегировал полпредам координаторские функции, усилив финансовую составляющую. Поэтому сейчас полпреды занимаются, насколько мне известно, практически всем. То есть они являются «глазами и руками» кремлевской администрации на подведомственных им территориях».