0
1694
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.09.2011 00:00:00

Загадочные наместники президента

Тэги: полпред, президент, институт


полпред, президент, институт Рисунок Вадима Мисюка

В начале августа президент Дмитрий Медведев назначил своих новых полномочных представителей в трех федеральных округах. В ряде СМИ эти назначения даже назвали «масштабными», что, мягко говоря, выглядит явным преувеличением. Начнем с того, что одного из полпредов – Николая Винниченко – просто переместили по горизонтали: из Уральского федерального округа, где у однокурсника президента не сложились отношения с некоторыми губернаторами, его перевели в Северо-Западный федеральный округ. Место Винниченко досталось его заместителю, мало кому известному чиновнику из Тюмени Евгению Куйвашеву. А кресло Георгия Полтавченко, ставшего губернатором Санкт-Петербурга, занял начальник управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун.

После указа президента об этих назначениях эксперты не преминули отметить: сделано это, во-первых, в преддверии декабрьских выборов в Государственную Думу, во-вторых, из полпредов, назначенных еще Владимиром Путиным, свой пост сохранил только Григорий Рапота, возглавляющий Приволжский федеральный округ. Другое дело, что, как показывает опыт, никакого реального влияния на итоги выборов в верхнюю палату российского парламента полпреды не оказывают. Здесь гораздо важнее административный ресурс губернаторов. Что касается понятия «свои люди», то и тут все слишком относительно. Полпред президента – это скорее функция, некое звено, суть и значение которого до сих пор четко непонятно.

Конечно же, есть указ президента «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе». Если внимательно вчитаться в главу «Обязанности полпреда», то он отвечает за все и вся. А отвечать за все по российской традиции, означает не отвечать ни за что. Кстати, весьма показателен тот факт, что закона о полпредах нет до сих пор. То есть, как давно уже подмечают эксперты, с конституционной точки зрения институт полпредов несколько, говоря откровенно, хромает. Этот недостаток должен, по идее, компенсироваться персональным ресурсом полпредов, но и тут система дает сбой. Тот же Винниченко (с таким ресурсом, как однокашник президента!), к примеру, как утверждают СМИ, не влиял на назначения губернаторов в УФО: не поладил со свердловским губернатором Александром Мишариным, бесполезно сопротивлялся назначению главой Челябинской области Михаила Юревича и т.д.

Заметим, что более чем за 10 лет существования института полпредов большинство граждан о его существовании практически не знают. Да что там рядовые граждане! В последнем, то есть августовском, рейтинге «Независимой газеты» «100 ведущих политиков России», который составляется ведущими экспертами, числится только один полпред – представитель президента в Северно-Кавказском федеральном округе и вице-премьер правительства Александр Хлопонин (30-е место). Есть, правда, в списке и Олег Говорун, но еще как начальник управления внутренней политики администрации президента (45–46 позиции).

Когда в 2000 году создавался институт полпредов, все кадровые назначения были политически понятны. В семерке полпредов (восьмой федеральный округ появился только в прошлом году) были два героя чеченской войны – Виктор Казанцев и Константин Пуликовский, которым Владимир Путин был многим обязан в год своего прихода на высший пост, чекисты Виктор Черкесов и Георгий Полтавченко, дипломат Леонид Драчевский, генерал МВД Петр Латышев и Сергей Кириенко (видимо, как представитель либерального крыла в отечественной политике).

С тех пор суть и смысл назначения полпредов в большинстве случаев были большой загадкой для наблюдателей. К примеру, когда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева сменил бывший губернатор Северной столицы, а затем вице-премьер правительства РФ Владимир Яковлев, это решение было совершенно необъяснимо. Может, не хотели обижать отставленного чиновника? Неудивительно, что на посту полпреда Яковлев не продержался и полугода. Правда, когда его сменил Дмитрий Козак, это было вполне объяснимо. Козак, который руководил Южным федеральным округом в крайне сложный период (с сентября 2004 года по сентябрь 2007 года), действовал как весьма эффективный антикризисный менеджер, чуть ли не ежедневно лично гася вспыхивающие в регионе конфликты.

Похоже, именно желанием пристроить очередного отставника было назначение на пост полпреда Сибирского федерального округа Анатолия Квашнина. Бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил России, утверждавший, что «если Генштаб – это мозг армии, то я его главная извилина», был, по сути, отправлен на «полпредовский пансион».


Полпреды постепенно стали не только глазами, но и руками кремлевской администрации .
Фото ИТАР-ТАСС

Еще более загадочна история со сменой полпреда в Дальневосточном федеральном округе в 2005 году. Тогда Константина Пуликовского сменил мэр Казани Камиль Исхаков. Главной заслугой которого до той поры, похоже, было успешное проведение 1000-летия Казани. Исхаков первым делом добился назначения губернатором Амурской области своего земляка и соратника Николая Колесова. Через год Колесов после череды громких коррупционных скандалов с треском был снят с должности. А вскоре со своим постом расстался и Камиль Исхаков.

Любопытно, что, если забить в поисковую систему Яндекс словосочетание «полпред президента в федеральном округе», новости окажутся не слишком впечатляющими: «Полпред провел совещание, полпред наградил, полпред перерезал ленточку» и т.д. Это если исключить новости о последних назначениях. Весьма показательный факт. Так что понять, чем занимаются представители президента, более чем сложно.

Эксперты «НГ» разошлись во мнениях о том, нужен или нет институт полпредов. Одни полагают, что этот институт устарел, другие говорят, что раз уж у федерального Центра руки до всех регионов не доходят, какой-никакой, а пригляд за регионами нужен. Правда, тогда возникает вопрос: если полпреды должны присматривать за назначенными тем же Центром губернаторами, то о каком доверии в пресловутой вертикали власти можно говорить?

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что на реальную ситуацию в регионах институт полпредов влияет очень относительно. «Полпред – это человек из Москвы, – сказал «НГ» эксперт. – Даже если он когда-то руководил одним из регионов, как, например, Виктор Ишаев, его все равно воспринимают как человека из Москвы. Он выполняет контрольные, координирующие функции. Он может контролировать, отчитываться перед федеральным Центром. Я думаю, что в этом качестве должность сохранится. Центру нужно такое «око государево», которое бы могло докладывать, что происходит в регионах, предоставлять неискаженную информацию».

«Последние назначения свидетельствуют о том, что институт полпредов превращается в институт решения каких-то узких конкретных политических задач или синекуру для статусных людей, – сказал «НГ» эксперт московского центра Карнеги Андрей Рябов. – Я имею в виду Говоруна и Винниченко. Наоборот, фигуры-тяжеловесы типа Полтавченко выводятся на губернаторские посты. Это говорит о том, что значение этого института снижается. Очевидно, что он был придуман тогда, когда существовали еще выборные губернаторы, когда была необходимость использовать дополнительные инструменты контроля над региональными элитами. Сейчас, когда главы республик и губернаторы встроены в вертикаль, строго говоря, значение этого института сокращается».

Как полагает собеседник «НГ», полпреды могут быть связующим звеном с Центром только в экономически и политически слабых субъектах Федерации. «А для ключевых регионов, главы которых решают проблемы напрямую с Москвой, они не нужны, – говорит эксперт. – Обратите внимание: в первые годы существования политически полпреды были очень активны, а сейчас мы практически ничего о них не слышим. Редко когда фамилия полпреда всплывет и то больше в протокольно-церемониальных событиях. И сомнительно, чтобы питерский губернатор Полтавченко озирался на полпреда Винниченко. Наверное, он все вопросы будет решать напрямую. Так что постепенно за счет попадания в полпреды людей, не имеющих отношения ни к хозяйственному руководству, ни к серьезному политическому руководству, этот институт отомрет».

«Слухи об упразднении института полпредов ходят уже лет семь, – сказал «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Дело в том, что функционал полпредов раньше состоял в том, чтобы, во-первых, взять под контроль финансовые потоки и, во-вторых, привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Законодательство в соответствие привели. И Кремль делегировал полпредам координаторские функции, усилив финансовую составляющую. Поэтому сейчас полпреды занимаются, насколько мне известно, практически всем. То есть они являются «глазами и руками» кремлевской администрации на подведомственных им территориях».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1846
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1572
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1363
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
991

Другие новости