Спасение страны должно стать национальным, мобилизационным проектом.
Фото РИА Новости
Статус-кво. Так часто называют сложившуюся политическую ситуацию. Также достаточно часто сетуют на отсутствие реальной политической конкуренции. Однако вряд ли в этом можно усматривать только злую волю власти. С определенного времени в нашей стране партии складывались скорее вокруг групп интересов, нежели вокруг политических программ. Именно отсутствие таких программ является главной причиной отсутствия реальной политической конкуренции в стране. Раз нет программ, ни у власти, ни у оппозиции нет представления о том, какие шаги делать и что является конечной целью таких шагов.
Между тем ситуация не располагает к неопределенности. Мировой финансовый кризис еще не показал и трети своих зубов. Ситуация в Европе всем очень хорошо известна, и дело чуть не кончилось развалом еврозоны. За океаном дело дошло до того, что США стали шантажировать весь мир своим дефолтом. В России дела не лучше. Через стену нефтяных доходов кризис уже весьма заметно залил страну рецессией в реальном секторе экономики, а следующая волна упомянутую стену попросту снесет. Такие вызовы, как глобальное изменение климата, нарастающие проблемы с продовольствием и питьевой водой, сегодня обсуждаются походя, но в действительности представляют собой неменьшую угрозу, чем обвал мировых рынков. Все это происходит при полной неготовности нашего государства и общества к активному противодействию надвигающимся угрозам.
Пропасть между властью и обществом достигла рекордной глубины. Общество буквально кипит от недовольства стасусом-кво, но остается расколотым. Появившаяся в последнее время тенденция к низовой стихийной самоорганизации, направленной против смычки коррумпированной бюрократии и оргпреступности, омрачается тотальным недоверием всех ко всем и полным отрывом такой самоорганизации от политической жизни страны, так что позитивный по своей сути импульс представляет собой отдельную опасность роста волны «справедливого» насилия.
Россия в таких условиях становится лакомым кусочком, за счет которого свои проблемы попробуют решить все участники глобального кризиса, спасать нас вместе с собой никто и не подумает. Поэтому проект спасения страны может быть только проектом национальным. Он должен быть мобилизационным и иметь ярко выраженную политическую окраску.
Левое и правое
Левые мобилизационные идеи сегодня в основном сводятся к ностальгии по количеству ракет и тракторов, произведенных в СССР, который был грандиозным левым экспериментом. Успехи его были несомненны, но, как оказалось, временны и непрочны. Любопытно, что Советский Союз, решительным усилием вырвавшийся вперед в космической гонке, в конечном счете проиграл ее Америке, где на решение задачи национального масштаба были призваны частные компании и профессиональные менеджеры. Как бы то ни было, на сегодняшний день осуществление мобилизации по левому или центристскому образцу означало бы поставить во главу угла министров, чиновников и глав госкорпораций, доверие к которым в стране давно упало ниже нуля.
Что же представляет собой наш правый политический фланг? Здесь надо внести ясность. Все прошедшие 20 лет понятия «правый» и «либеральный», «правый» и «демократический» считались тождественными.
Мне представляется это совершенно неверным. «Младореформаторы» 90-х предложили обменять распад страны на возможность относительно свободно торговать и потреблять импортные товары. Власть и основные богатства попали в руки лояльной части номенклатуры, и страна за год перестала быть сверхдержавой. Такую «реформаторскую» деятельность правой назвать никак нельзя. Сегодня распространено заблуждение, что достаточно требовать неприкосновенности частной собственности, честных выборов, реального разделения ветвей власти, усечения преференций естественных монополий и диверсификации экономики, чтобы считаться правым политиком. Вместе с тем неприкосновенность частной собственности на Западе в равной степени отстаивается и социалистами, и правыми радикалами, о диверсификации экономики и честных выборах говорит и лидер КПРФ, а независимость ветвей власти есть просто требование Конституции, поэтому нельзя считать это политическим тезисом отдельной партии. Во многом отсутствие действенной правой идеологии у нового «Правого дела» и способствует тому кризису, в котором оказалась эта партия после в целом неплохого старта. Следует признать, что с 1917 года в нашей стране не было правых партий, и самое время вернуть слову «правый» верный политический смысл.
Правый проект национального спасения должен быть основан на частной и общественной инициативе, традиционных культурных и семейных ценностях, государственной идентичности и естественном стремлении людей к свободе и справедливости.
Правая экономика
Правый политик опирается на реальный сектор экономики и на средний класс. Мелкий и средний бизнес, основу среднего класса, особенно в области производства, грузоперевозок, оказания общественно значимых услуг и строительства, надо максимально освободить от налогового бремени и бюрократических процедур, сделать регулирование в областях его деятельности простым и определяемым только законами прямого действия. Должно всячески поощряться вплоть до полного налогового возмещения и бесплатного предоставления земли и доступа к инженерной инфраструктуре инвестирование частного капитала и персонального заработка в личное жилье, образование, медицинское страхование и охрану здоровья. Стратегической целью должно быть такое положение вещей, где личный успех каждого человека неразрывно связан с развитием производственных мощностей, освоением земель и увеличением общенационального богатства.
Реформирование Трудового кодекса и системы трудовых отношений должно быть подчинено новой культуре отношения к труду и пониманию социальной справедливости. Необходимо решительно снять ограничение на количество времени, которое человек желает тратить на труд ради благосостояния собственной семьи. Любое искусственное и не влияющее на безопасность ограничение такого самостоятельного желания следует отмести как не соответствующее принципу личной свободы. Не только конкуренция между компаниями, но и межличностная конкуренция в результате повысит конкурентоспособность и успешность страны.
Пресловутая неконкурентоспособность отечественных товаров и услуг на две трети связана с коррупционной составляющей себестоимости таких товаров и услуг, а также государственной тарифной политикой, согласно которой внутренний потребитель должен получать энергоносители по общемировым ценам. В нынешних условиях такая политика неуместна. Бессмысленно призывать предприятия к энергосбережению, удавив их тарифами и подставив под кризис заведомо неготовыми к жесткой международной драке за рынки. Наоборот, государство должно всеми силами поддерживать отечественный бизнес и, когда я говорю «всеми силами», я имею в виду именно все силы вплоть до дипломатических и военных, не говоря уже о предоставлении бизнесу всех естественных преимуществ России, прежде всего сырьевых. В таких условиях борьба с коррупцией и чиновничьим засильем обретает ясную и четкую форму: всякий недостаточно эффективно способствующий выживанию субъектов национальной экономики должен быть объявлен как минимум не соответствующим должности.
Увы, Михаилу Прохорову оказалось не под силу объединить правый фланг. Фото Reuters |
Правое государство
Избавившись от несвойственных ему функций и значительной части паразитирующего аппарата, государство сможет наконец сосредоточиться на своих главных функциях, связанных с обеспечением безопасности. Мы не чувствуем себя в безопасности, и это главный провал государства за последние годы. И реформу вооруженных сил, и реформу МВД следует честно признать безрезультатными. Все придется начинать сначала. Вооруженные силы должны быть сформированы строго на профессиональной, контрактной основе и обеспечены по последнему слову науки и техники. При этом основные виды вооружений и боеприпасов не могут формироваться за счет импорта именно из соображений безопасности. Сегодняшние постоянные проблемы с гособоронзаказом связаны прежде всего с ведомственной усобицей и коррупционной составляющей. Если из деятельности Министерства обороны и ВПК исчезнет коррупция, денег с лихвой хватит на вооружение высокооплачиваемой, компактной и мощной армии, которая пресечет всякие мысли наших конкурентов навязать стране свою волю в условиях жесткой борьбы за выживание. Таким образом, в рамках правого мобилизационного проекта государство, перестав плодить чиновников для бесконечного регулирования и помыкания бизнесом и простыми гражданами, сможет при помощи небольшого и хорошо управляемого госаппарата быстро навести порядок там, где такого порядка общество ждет прежде всего.
Правые не могут и не должны обходить вниманием вопрос национальной политики. В условиях многонационального государства она должна быть решительной и последовательной. Любые внутри- и межэтнические отношения должны рассматриваться только сквозь призму общенационального успеха, укрепления государства, общественной справедливости и личной гражданской свободы. Само собой, такая политика невозможна ни без единой, исторически обусловленной культурной матрицы, ни без сохранения этнической самобытности всех народов России, причем оба фактора одинаково важны. Без подчинения всего ансамбля этносов и национальностей общей задаче выживания мобилизационный проект даже не сможет стартовать – вся энергия народов России уйдет на взаимные упреки и межэтнические конфликты. С другой стороны, уважение к самобытности всех этносов России даст возможность по максимуму использовать энергию каждого народа в мобилизационный период и устранит угрозу распада страны.
Правое общество
Правая мобилизационная программа не может основываться на абстрактных ценностях. Правые партии во всем мире, выступая за максимальный либерализм в экономической деятельности, мягко говоря, не приветствуют либерального обращения с религией, семейными ценностями и национальными традициями. Наличие частной собственности, то есть собственности, передаваемой по наследству, традиционно предполагает брак, семью и собственно наследников, а также предков, в свою очередь, передавших эту собственность вместе с семейными и национальными традициями. Именно через семью, кровных наследников и работу на их благо, в понимании человека правых убеждений, частная инициатива и связана с интересами государства и активной позиции в отношении окружающего его сообщества. Сообществу свободных людей крайне сложно навязать непонятные и неприятные ему принципы и чуждые ценности. В частности, российским правым придется занять крайне непопулярную в либеральных кругах позицию неприятия в отношении однополых браков, усыновления детей людьми нетрадиционной сексуальной ориентации и в целом к девиантному общественному поведению, в особенности к его публичному проявлению. Правые должны противопоставить либеральной толерантности опору на семейные и консервативные ценности, национальную традицию и культуру, а также традиционные религии.
Общественной инициативе и общественной самоорганизации необходимо придать максимальную легитимность, включить в государственный механизм как прямую реализацию конституционных прав. Общественные инициативы, которые с точки зрения действующего законодательства могут оказаться неоднозначными или не вполне легитимными, в случае широкой народной поддержки и большой общественной значимости, должны быть поводом к референдумам или иным формам возможного изменения законодательства. В частности, сегодня не может быть и речи об удаче какой бы то ни было реформы правоохранительной системы до тех пор, пока местная полицейская, прокурорская и судебная власть не станет выборной. Требования к таким выборным представителям власти должны быть разумно минимальными и прозрачными. Полномочия же могут быть ограничены лишь законами прямого действия. В качестве широкого эксперимента такую реформу правоохранительной системы можно начать в нескольких субъектах Российской Федерации практически немедленно.
Суммируя, можно сказать, что новый правый фланг, свободный от либеральной расслабленности и оранжевого душка, способен предложить стране мобилизационный проект, который вернет России исторически заслуженное место среди сильнейших и влиятельнейших держав мира, особенно учитывая всемирный характер надвигающихся кризисных явлений. Старые рецепты больше не действуют. Наши граждане могут и должны вернуть уважение к себе и своей истории, к своему труду и его плодам, вернуть себе честное имя успешных борцов за справедливость и свободу.
Ставки действительно слишком велики┘