Виктор Толоконский переквалифицировался из губернаторов в полпреды.
Фото Игоря Михайлишина
Сибирь с 2000 года познакомилась с тремя непохожими друг на друга полпредами: дипломатом Леонидом Драчевским, генералом армии Анатолием Квашниным и экс-губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским. Первый полпред был любимцем журналистов, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил запомнился сочными выражениями, а нынешнего высшего федерального чиновника в Сибирском федеральном округе местные элиты считают «своим» человеком в Кремле.
В свое время создание полпредства в Новосибирске на берегах Енисея было расценено как поражение в извечной борьбе двух восточных мегаполисов страны за звание столицы Сибири. Однако в разговоре десятилетней давности с корреспондентом «НГ» тогдашний губернатор края Александр Лебедь заметил, что красноярцам в этом смысле повезло: чем меньше федеральных чиновников в регионе, тем спокойнее жизнь. В этом смысле покойный генерал-губернатор оказался прав. Красноярцам даже не пришлось строить резиденцию для полпредов: во время визитов в город они размещались в губернаторской резиденции «Сосна» на правах гостей. Полпреды практически всегда публично дистанцировались от вмешательства в политическую жизнь Красноярья в отличие, например, от Новосибирской области, где Квашнин позволял себе критиковать своего будущего преемника Толоконского.
Кстати, именно Анатолию Квашнину принадлежит крылатое определение института полпредства. В 2005 году на совещании в Томске он назвал свой аппарат щупальцами президента. Но красноярские эксперты и политики не склонны переоценивать их мощь.
«Полпреды XXI века в отличие от региональных полпредов ельцинской эпохи ушли в тень, стали невидимыми и неясными придатками практически непубличной властной вертикали, – говорит политолог Юрий Москвич, работавший полпредом президента РФ в Красноярском крае в первой половине 90-х годов. – Все внимание сегодня сосредоточено на двух реальных игроках нынешней политической сцены: Медведеве и Путине. Древо власти все больше распускает крону, забыв о корнях, то есть о реальности».
По мнению оппозиции, нынешние полпреды являются олицетворением размытости ответственности власти. «Когда этот институт только появился, мы связывали с ним определенные надежды, даже писали письма Драчевскому о каких-то красноярских проблемах. Однако к середине нулевых полпреды превратились в еще одну бесполезную чиновничью структуру, которая ни за что не отвечает, – вспоминает депутат Заксобрания края эсэр Олег Пащенко. – На мой взгляд, если их сократить, то никто и не заметит, поскольку никакого особого влияния, например, на выборные кампании они не оказывают».
Впрочем, руководители края мнение оппозиции не разделяют, видя в полпредах защитников интересов Сибири в федеральных структурах власти. «На мой взгляд, те, кто хочет упразднить полпредов за ненадобностью, сильно спешат. Этот институт сыграл большую положительную роль в собирании страны в начале 2000-х годов, когда нужно было приводить регионы к единому знаменателю в правовом и политическом пространстве, – заявил «НГ» председатель Заксобрания Красноярского края Александр Усс. – Сегодня его назначение изменилось. Для красноярцев и других сибиряков полпредство – это фактически координирующий центр для трансляции и защиты наших общих интересов на уровне Федерации». Примечательно, что экс-губернатор Александр Хлопонин, любивший переносить на красноярскую почву федеральные управленческие образцы, в 2008 году ввел институт собственных полпредов.
С отношением к нынешнему полпреду Виктору Толоконскому в красноярской элите произошла любопытная метаморфоза. Будучи главой Новосибирской области, он нередко конкурировал с красноярцами за особое внимание Федерации к подведомственному региону, и это накладывало негативный отпечаток на отношение к нему на берегах Енисея. Но прошлогодний сентябрь ситуацию изменил. «Став полпредом, Толоконский перешел в другую весовую категорию. Для Сибири весьма позитивно, что на эту должность был назначен губернатор одного из ключевых регионов СФО, в тонкостях знающий и понимающий его специфику», – уверен политический аналитик Андрей Копытов.
Красноярск