Абсолютное большинство волгоградцев не только ничего не знают о деятельности бывшего генерального прокурора, полпреда президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимире Устинове, но даже не могут назвать фамилию президентского наместника. «Мы неоднократно проводили панельные исследования и фокус-группы, выясняя отношение жителей региона к институту полпредства, однако всегда результат был одинаков – полная неизвестность», – рассказал «НГ» директор волгоградского Института экономических и социальных исследований Михаил Шевяков.
По мнению эксперта, главная причина неизвестности президентского наместника – отсутствие Устинова в местном политическом контексте: «Традиционно в волгоградском информационном поле присутствуют губернатор, мэр, лидеры крупных политических партий, активные депутаты. Полпред главы государства крайне редко дает основания для информационных поводов в регионе».
Впрочем, по мнению политолога Александра Стризое, такая ситуация была не всегда: «Напомню, что первым представителем президента в ЮФО был генерал Казанцев – харизматичный герой второй чеченской войны. Он пользовался очень большим авторитетом среди региональных элит и в общественном мнении, постоянно бывал в подконтрольных субъектах РФ, присутствовал в повестке дня отдельных регионов округа». По мнению Стризое, «возможно, период наместничества Казанцева был самым ярким в истории южного полпредства – все последующие наместники главы государства заметно уступали генералу в популярности».
В отличие от Виктора Казанцева Владимир Устинов редкий гость как в волгоградских СМИ, так и в самом регионе. За последние полтора года Устинов бывал в Волгограде либо в связи с приездом руководителей страны, сопровождая Дмитрия Медведева и Владимира Путина, либо в период крупных стихийных бедствий (например, в начале сентября 2010 года, когда Волгоградская область оказалась в центре ландшафтных пожаров). Волгоградская резиденция полпреда главы государства в ЮФО, расположенная в самом центре города-героя, под сенью старой царицынской пожарной каланчи, крайне редко принимает самого Устинова – здесь расположился аппарат главного федерального инспектора.
Волгоградские эксперты и политики по-разному оценивают итоги деятельности президентского представительства. Так, например, политолог Виталий Арьков уверен, что главный позитивный итог в деятельности полпреда Устинова в том, что «его не видно, не слышно и он никому не мешает».
По мнению депутата Волгоградской областной Думы Роланда Херианова, Владимир Устинов играет стабилизирующую роль в политической системе ЮФО: «Наместник президента – не шоу-звезда, ему нет нужды каждый день мелькать по телевизору. Владимир Васильевич (Устинов. – «НГ») успешно решает политические задачи, пользуясь непререкаемым авторитетом в региональных элитах. Социально-политическая стабильность в ЮФО прежде всего его заслуга».
Эксперт Валерий Цветков считает, что если генерал Казанцев командовал губернаторами, то Устинов лишь контролирует их деятельность: «В эпоху Казанцева все губернаторы были избраны населением своих территорий и в каком-то смысле были независимы от Москвы. Сегодня, напротив, все главы регионов назначены президентом РФ и полностью подчинены ему. Поэтому и круг обязанностей полпреда сократился – от командования всем до контроля над деятельностью губернаторов и координации работы силовых ведомств».
Волгоградский эксперт Вера Мачула уверена, что «каков президент, таков и полпред»: «Яркий, энергичный, категоричный, деятельный Путин – у него и полпредом был под стать ему генерал Казанцев, которому бы «шашку да коня, да на линию огня». Гораздо менее харизматичный, несмотря на занимаемую должность, Медведев позиционирует себя как кабинетного реформатора, главного российского столоначальника – и таков же стиль работы и Устинова: в кулуарах, в кабинете, с бумагами, без лишнего шума».
Александр Стризое уверен, что в 2012 году следует ожидать смены президентского наместника в ЮФО: «И дело не только в главной кремлевской ротации: российская политика нуждается в качественной перезагрузке. Полпреды уже должны не просто контролировать ситуацию в регионах, но возглавить процесс их модернизации, предложив соответствующие стратегии, взяв на себя роль межрегиональных инновационных политических центров. В противном случае, институт полпредства будет обречен на вымирание».
Волгоград