Этимология популизма – в действии.
Фото Reuters
«Никак не реже одного раза в неделю подвизающийся сейчас в Туле питерский гастарбайтер Борис Грызлов брал в руки метлу и выходил на осенние улицы бороться с листопадом. С гордо поднятой головой он мел и мел вперед. А листья падали ровно по его следам. И когда он, удовлетворенный своей непростой, но такой действительно нужной людям работой, уходил с улиц домой, листопад продолжался снова». Именно так современный литератор, претендующий на Букера и никак не меньше, мог бы описать положение спикера Госдумы, вынужденного регулярно слать проклятия оппозиционным партиям за их предвыборный популизм. Который вовсе не обращает на Грызлова никакого внимания и благополучно себе развивается дальше.
Ситуация-то действительно напоминает вывод на улицу дворников-гастарбайтеров для борьбы со снегом или листьями именно в тот момент, когда то либо другое падает наиболее интенсивно. Что, понятное дело, является примером бессмысленного, а оттого в значительной степени и унизительного труда. Так и Грызлов каждую неделю делает заявления, что вот, дескать, оппозиция никак не оставляет своей привычки к популизму. Последний раз думский спикер ругался сразу же после съездов «Яблока», «Патриотов России» и ЛДПР. «Популизм по-прежнему остается тем коньком нашей оппозиции, на котором они хотят выехать», – обрушил он на них свой сарказм.
Образцом весьма тонкого юмора можно признать и обвинение в адрес оппозиционеров в том, что на их съездах «было много желания понравиться избирателям, но не было ни реальных проектов, ни серьезного осмысления проблем, которые волнуют граждан».
На съездах и конференциях самой «Единой России», понятное дело, от серьезных проектов и реального осмысления просто некуда деваться. Но самое любопытное, что, если отталкиваться от слов Грызлова, это, оказывается, нужно вовсе не для того, чтобы понравиться избирателю. А зачем же тогда? Неужели чтобы ему совсем разонравиться? Или, может быть, чтобы понравиться только одной части электората, а остальным сказать – уйдите, противные! А может, все это надо лишь для того, чтобы показать своему лидеру, каких же мощных креативщиков он имеет честь окормлять. То есть надо нравиться прежде всего Владимиру Путину, а уж тот, неустанно заботящийся о хорошем отношении к нему избирателей, глядишь и о партийке своей не позабудет. Кстати, глядя на партию власти, некоторые оппозиционные умы всерьез предлагают отменить латинское происхождение термина «популизм». И настаивают на том, что это исконно-посконное русское слово, происходящее от глагола «лизать» и еще одного существительного.
То есть весь гнев Грызлова и прочих единороссов на оппозицию происходит по весьма меркантильной причине. И правда, популярных тем у избирателей не так уже и много. И ЕР хочет взять их все себе. Так что даже самую малость – позволить оппозиции ловить удочкой там, где партия власти ходит с бреднем, – она допустить не может. Ведь перед ней стоит задача поистине непосильная – убедить граждан в том, что ЕР – это не только все неудачи, ошибки и промахи власти, а стало быть, и растущие от этого проблемы людей, но и защита их прав и свобод. Ну и еще выстраивание социальной экономики, модернизация промышленности, демократизация политической системы и так далее. И если граждане этого никак не видят, то им же хуже. Есть, кстати, предложение украсить все избирательные участки побуждающей рекламой на этот счет. Примерно таким вот плакатиком: мужик с бородой вовсе не постриженной, а уже такой длины, что из-под нее еле-еле видны галстук и пиджак, смотрит сурово на всех входящих. И надпись типа: голосуй сам или сами посчитаем!
Однако в нашей суверенной демократии и оппозиционный популизм – это, надо сказать, явление тоже весьма интересное. Наши партии, не удостоенные близости к власти, не ограничиваются простым потаканием интересам избирателей. Нет, это, конечно, тоже есть. Приведем для примера красную оппозицию, то бишь КПРФ. У них сейчас просто запруду прорвало. Что ни день, то очередная инициатива коммунистов. На протяжении предыдущих четырех лет они, конечно, тоже не спали и кое-какие законопроектики предлагали. Но уже с конца прошлого года вал стал набирать силу. И теперь за что ни возьмись, а по этому поводу красные уже высказались. Отдельные инициативы выглядят по-настоящему мило. Скажем, предложение создать в стране специальный Высший совет по защите нравственности на телевидении и радио. Чтобы, значит, отслеживать содержание передач и наказывать рублем тех, кто допускает пропаганду насилия, жестокости, секса, рок-н-ролла и так далее. Понятное дело, что вместе с представителями президента и правительства депутаты туда тоже должны входить. Ведь где еще не квинтэссенция нравственности и антипорнографии, как не в Госдуме?!
Возникает, правда, к красным оппозиционерам один небольшой вопросик: чего же вы, заботливые наши, вспомнили о нравственности на ТВ только сейчас – перед выборами? Все предыдущее время вас, получается, не слишком волновало, что народ ежедневно подвергается разложению – моральному и политическому. А теперь вы его хотите посадить на зрелищную диету. А если мы уже втянулись в секс и насилие? Без них не хотим, да и не можем. То есть полностью разложились и уже ни за что не проголосуем за КПРФ.
Или, к примеру, коммунисты наконец-то соорудили поправку в Уголовный кодекс против чиновников, которые обогатились незаконно. Дело, конечно, хорошее, но почему же оно опять исключительно предвыборное? Может быть, надо было все-таки вытащить эту инициативу пораньше. Или, наоборот, подождать с ней еще пару-тройку лет, чтобы незаконно обогащающиеся сейчас чиновники все свои дела успели закончить и легализовать свои капиталы.
Желтая и синяя оппозиции, то есть «Справедливая Россия» и ЛДПР, надо сказать, с популистскими законами успели провернуться раньше. Эсэры закидывали Госдуму законопроектами весь последний год, либерал-демократы занимались этим мелкими порциями, но в течение всего созыва. И вот теперь они требуют от думского большинства, чтобы их законы рассматривались и отклонялись. Коммунисты же радуются, что единороссы их инициативы просто игнорируют. На первый взгляд все это нужно, чтобы показать народу, какая же плохая у нас партия власти. Однако на второй взгляд становится видно, что каждая из «цветных» оппозиций внимательно следит за отношением к своему интеллектуальному продукту со стороны коллег по скамейке меньшинства. И вот теперь на каждых теледебатах звучит хорошо слышимая мелодия: а вот вы наши законы не поддержали, а значит, вы с ЕР заодно. Даже многоопытный Владимир Жириновский принимает участие в такой полемике. Хотя иногда, видимо, приходит в себя и, когда уже ему в споре суют такой сомнительный аргумент, возмущенно восклицает. Дескать, для чего этот ваш эсэровский закон надо было поддерживать, ведь его все равно принимать никто не собирался.
А еще говорят, что партии у нас искусственные и нежизнеспособные. Вранье это все. Ведь живут они – и уже довольно долго – по законам настоящих джунглей. Это когда нет никаких настоящих союзов и коалиций, потому что каждый за себя и все против всех.