Сергея Собянина не пугает масштаб работ.
Фото РИА Новости
В октябре исполняется год с тех пор как Москву возглавил Сергей Собянин. Его приходу предшествовал долгий и болезненный уход с поста Юрия Лужкова. И даже недовольные прежним градоначальником с осторожностью относились к назначенцу Кремля. Новому мэру досталось в наследство слишком много проблем, многие из которых требовали немедленного решения. Первые шаги Собянина вызывали недоумение. А отмена своих же неудачных решений казалась слабостью. Потом выяснилось, что это не так. И сегодня Москва понемногу выздоравливает. Нормализуется температура, снижается давление, дышать становится легче.
Для начала Сергей Собянин объявил войну ларькам, которые стали повсеместно сносить. Критики поначалу было достаточно – на телеэкранах мелькали сюжеты из жизни простых ларечников, оставшихся без заработка. Недовольны были и москвичи, покупавшие у метро продукты. Мэр что-то разрешил оставить, что-то восстановлению не подлежало. Результат: порядка стало больше. Снесенный убогий самострой, оказывается, закрывал настоящую Москву, с ее уникальной архитектурой, недурно сохранившейся и постепенно реставрируемой.
Столица требовала устранения разрухи не только на улицах, но и в головах чиновников. Увольнения стали едва ли не ежедневной практикой. В конце августа мэр сообщил, что расстался за неполный год своего пребывания на посту с двумя тысячами аппаратчиков. Постов лишились главы большинства управ и министры городского правительства. Мэр пообещал продолжить эту практику в 2012 году, в кандидатах на увольнение еще примерно тысяча «соратников». Собянин заявил, что проверкой эффективности чиновников занимается особый орган мэрии – административная городская комиссия, в рассмотрение которой уже попали чиновники из всех подразделений правительства.
Покорение заМКАДья
Решение о радикальном расширении границ Москвы – не только экономический фактор. Здесь много социального, политического и даже психологического. Москва не просто расширяет границы. Она – новосел, переселяющийся в новое просторное жилье. И, как во время всякого переезда, столица должна решать множество проблем.
Во-первых, отметим размах планов: их осуществление потребует и политической воли, и умения договариваться с федеральным правительством. Поскольку экспансия подобного рода – фактор далеко не местного масштаба.
Во-вторых, придется преодолевать стереотипы в сознании москвичей, всегда рассматривающих свое пребывание в нынешних границах города как некий бонус, доставшийся им от природы, дающий жителям мегаполиса преимущество по сравнению с «заМКАДниками». Отчасти это связано с тем, что многие москвичи привязаны к центру города местом работы. По данным социологов, сегодня подавляющее большинство москвичей – 71% – не хотели бы переезжать.
Но дело не только в этом. В конце концов, здесь все зависит от развития транспортной системы: то есть от времени в пути. Уберите пробки – и обитатели поселков ближнего Подмосковья будут с жалостью смотреть на владельцев городских хрущоб. Конечно, могут быть созданы рабочие места и по месту нового жительства граждан. Мешает этому не только несовершенство нынешней экономической системы, сложившейся в подмосковном регионе (например, огромными долгами региональных властей), но все тот же психологический фактор: 73% граждан не готовы расстаться с прежними местами работы. При этом более половины опрошенных (53%) опасаются, что в связи с присоединением к Москве новых территорий доступное по цене жилье будет строиться исключительно за пределами МКАД.
Власти довольно оперативно реагируют на озабоченности москвичей. Например, тех, кому предстоит переезд из идущих на слом пятиэтажек. Граждан заверили недавно, что новое жилье они получат в том же районе, где и жили.
Реформа получила политическую поддержку на самом высоком уровне. 1 сентября премьер-министр Владимир Путин публично одобрил идею: «Москва в своих границах уже не может развиваться, уплотняющаяся застройка перешла все границы». Таким образом, он обозначил свое отношение к соответствующему плану Дмитрия Медведева, который впервые озвучил инициативу еще 17 июня, выступая на открытии Петербургского международного экономического форума. Глава государства предложил тогда объединить Москву и Московскую область в Московский федеральный округ.
Как быстро будут решаться проблемы столичного региона? Одобрение «наверху» – еще не залог успеха. Вспомним, какую поддержку получили в свое время другие масштабные проекты. Например, БАМ. На магистраль работало полстраны. И что от нее осталось? Сибирь осваивают в основном китайцы.
Столично-транспортный склероз
Если «великое слияние» Москвы и области – дело более или менее отдаленного будущего, то дорожно-транспортная проблема требует немедленных решений. В разных направлениях.
Собянин сообщил на днях, что на развитие транспортной системы столицы в ближайшие пять лет будет выделено более 2 трлн. рублей. Деньги эти пойдут в первую очередь на развитие общественного транспорта, строительство метрополитена, улучшение организации движения автобусных перевозок, реконструкцию трамвайных путей, улучшение пригородных железнодорожных перевозок, строительство автовокзалов и транспортно-пересадочных узлов.
По словам заммэра столицы Николая Лямова, в городе будет выделено более 300 км полос для общественного транспорта, причем более 200 км из них – уже в этом году. 30 августа программа, обсуждавшаяся с марта этого года, была утверждена правительством Москвы.
Важна опять-таки психология этого шага: московские власти заявляют, что, улучшая ситуацию на столичных дорогах, будут действовать точечно. А мыслить – «локально», по выражению советника мэра Москвы Александра Левченко.
Главная головная боль Москвы – отсутствие парковок, в результате чего вдоль бордюров, и на дороге, и на газонах выстраиваются стада автомобилей, сужающих проезжую часть до склеротических однорядных «вен», по которым с трудом пробивается транспортный поток. Улучшение здесь уже заметно. И тоже – точечно. Вдоль дорог активно строятся парковки. Конечно, жителям приходится обходить по деревянным мосткам ямы. Конечно, уменьшается площадь газонов. Но здесь надо выбирать. Заметим, ценность этих газонов весьма относительна: зимой они засыпаны снегом пополам с химикатами, а весной требуют дорогой подкормки, если не полной замены земли. Мы понимаем, какой это простор для злоупотреблений.
Предотвратить транспортный коллапс – главная задача мэра. Фото РИА Новости |
Борьба за трассы пока, к сожалению, несколько однобокая. Строительство парковок должно сопровождаться штрафами для тех, кто бесцеремонно ставит машины у входов в подъезды жилых домов или вдоль оживленной трассы.
Создается впечатление, что мэр работает сам по себе, а столичная полиция – сама по себе. Не заметно, чтобы гаишники кого-то штрафовали. Более того: почти ежедневно видишь, как они сами гонят по трамвайным путям в часы пик, а за ними пристраиваются такие же нарушители, ничуть не обеспокоенные последствиями своей смелости.
Сегодня для московских властей наступило время приоритетов. И, кажется, они избраны. Среди них, разумеется, метро – важнейшее средство для улучшения транспортной ситуации в городе.
Не все сразу
Еще только входя во власть, Собянин заявил, что все существующие линии метрополитена перегружены, поэтому необходимо переходить к программе строительства новых веток. Программа-минимум в этом направлении включала строительство 100 км, а программа-максимум – 300 км новых линий. Уже тогда, в 2010-м, было сказано о продлении действующих веток в Подмосковье. «Необходимо выходить на строительство метро порядка 15 километров ежегодно. Для этого потребуется ежегодных вложений от 45 до 50 миллиардов рублей», – заявил Собянин.
В метро передвигается по городу около 9 млн. человек в год – вместо 6 млн., на которые рассчитана структура. Решение парковочной проблемы побудит автовладельцев спуститься под землю. Большая часть 300 млрд. рублей в год на развитие транспорта львиная доля придется на строительство метро. Уже в ближайшие пять лет будет построено около 86 км новых линий.
Точечные улучшения есть и на этом участке фронта. Каждый может заметить, что в метро стало меньше бомжей и больше полиции. Еще пару лет назад люди заглядывали в окна приближающегося к платформе поезда с опаской, боясь войти в провонявший вагон. Сегодня в метро редко увидишь не только бомжа, но и просто сильно пьяного человека.
Проблемы пока остаются. Но многие вопросы можно было решить уже сейчас. Среди них – слабое регулирование работы эскалаторов. Объяснима перегруженность подъемников в часы пик. Однако эту же картину можно наблюдать и в выходные, и среди дня – в будни, и по вечерам, когда людской поток иссякает. И все потому, что вместо двух эскалаторов в это время работает только один. Видимо, делается это из соображений экономии на ремонте подъемников. То есть – на гражданах, которые читают в таком отношении к ним нового руководства метрополитена знакомое: «В очередь, сукины дети, в очередь!»
Еще одна проблема пока не решена, и мало делается для ее решения. Нынешнее лето пощадило москвичей, жара не состоялась, пожары поэтому – тоже, никакой тебе сизой дымки над столицей, МЧС отдыхает, люди наслаждаются летними грозами и прохладой чистого воздуха. Однако в метро было по-прежнему душно. И, хотя по линиям курсируют новые вагоны, кондиционеры там или отсутствуют, или недостаточны. А в старых вагонах их по-прежнему нет. Сравним московское метро с американским: там станции выглядят по сравнению с нашими «дворцами» незамысловатыми ангарами, но в каждом вагоне давным-давно свежий воздух и прохлада в самые знойные летние дни.
Не без осложнений решается проблема такси. Против решения властей выступили автовладельцы. Им не нравится, что надо будет получать лицензии, заводить кассовые аппараты, счетчики, перекрашивать машины. Однако факт остается фактом: новый закон действует с 1 сентября, и уже меньше стало на улицах города бомбил, а значит – меньше будет криминала. Таксисты угрожают резко повысить плату за проезд, пытаясь переложить на граждан материальные обременения реформы. Но рынок поставит все на свои места. Предложение определяется не желаниями предпринимателей, а спросом на их услуги.
Много споров вызывает укладка плиткой тротуаров в центре города. И дело не только в дамских каблучках, проваливающихся в щели покрытия. Собянин аргументирует необходимость этого шага экономией – плитку надо менять гораздо реже, чем асфальт. Однако смотря как укладывать. На Мясницкой, в самом центре столицы, она уже уложена. Результат: кривая, выщербленная – уже сейчас – пешеходная дорожка заставляет прохожих непрерывно смотреть под ноги, вместо того чтобы, как предложено властями, любоваться архитектурными памятниками. Замена покрытия в центре города потребует затрат в размере 16 млрд. рублей. Переложена уже треть площадей. Специальная комиссия установила, что вся работа выполнена с нарушениями. Кажется, ситуация зашла в тупик. Однако – работы приостановлены. Что дает основания надеяться на извлечение уроков и наказание виновных.
Изменения в городской жизни – не только с плюсом. К сожалению, приходится отметить точечное ухудшение жизни самой небогатой категории граждан. Вездесущие «Пятерочки» вытесняют в спальных районах добротные дешевые «Копеечки». Раньше у дверей доступных продуктовых магазинов толпились пенсионеры, сейчас там пустовато. Цены кусаются. Пожилые люди – самый бесправный народ. Они голосуют ногами. Впрочем, сегодня их уже никто не попросит прийти на участок, чтобы выбрать градоначальника.
Много говорилось о рынках выходного дня. О том, какое это благо и для москвичей, и для фермеров. Результат: количество рынков уменьшилось, а цены там ровно такие же, как на обычных, районных. Почему, собственно? Некому проследить за последствиями распоряжений мэра? Ему докладывают, что все в порядке? Что окажется более важным для мэра – бизнес-интересы монополий или уровень жизни московских бедняков? Время покажет.
Есть у Собянина и проблема посерьезнее. Слабо контролируемая иммиграция в сочетании с плохими законами и коррупцией постоянно генерирует в столице нездоровое противостояние – на этнической почве. До европейского мультикультурализма России далеко. До новой «Манежки» – не очень. Если, конечно, не принимать мер. И не столько градоначальнику, сколько федеральному Центру.
Пока москвичи только привыкают к новому мэру. Еще слышны иногда реплики: «А вот при Лужкове┘»
У Собянина все впереди.