Ведение в стране платной рыбалки не вызвало у приморцев отклика. Японское море с обилием бухт, известное озеро Ханка, многочисленные реки давно воспринимаются здесь как зоны «свободного» предпринимательства, на которые не хватит хозяев. На поправки закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», откликнулись только активисты регионального отделения ЛДПР. В марте они провели на центральной площади краевого центра пикет. Свою позицию они высказывали плакатами: «Рыба стала платной. Сколько будет стоить воздух?!», «Рыбалка стала платной, сколько будет стоить входной билет в лес?». Мероприятие, в котором участвовало несколько человек, осталось незамеченным рыбаками-любителями, не верящими, что на местный «Клондайк», в котором вместо слитков золота бухты с трепангом и гребешком, заводи с сазанами и крапами, кто-то поставит владельцев.
Масштабы браконьерства в регионе поражают. По некоторым данным, во Владивостоке по серым схемам реализуется более 60% всей рыбо– и морепродукции. Но это мелочи в сравнении с потоком нелегальной продукции в страны АТР. Из сравнительного анализа данных таможенных органов России и Японии, опубликованных на сайте ФТС, следует, что из России в 2010 году было вывезено в 2,5 раза больше морепродуктов, чем заявлено в официальных декларациях. Ущерб – более $800 млн. В 2009 году таможенная служба Кореи зафиксировала лишь 63,5% физического объема экспорта от соответствующих показателей по отчету ФТС России. В 2010 году разница составила 66,8%.
В приморском управлении Росрыболовства, сославшись на отсутствие специалиста, не стали отвечать на вопросы «НГ». «По данным управления рыбного хозяйства крайадминистрации взятых в аренду территорий для организации платной рыбалки меньше процента от всех участков, пригодных для любительского рыболовства, – поделился своими данными с «НГ» председатель продовольственного комитета краевого парламента Сергей Сидоренко. – Это настолько ничтожно малая цифра, что говорить об ущемлении интересов рыболовов-любителей нельзя». По словам депутата, краевой парламент держит этот вопрос на контроле, потому что для Приморья, уникального своими ресурсами, доступность к свободной рыбалке – одна из важных ценностей. «Это то немногое, что привлекает жителей жить и работать здесь, поэтому, мы не допустим, ущемления прав приморцев», – пообещал депутат.
Самым известным рыбаком «на показ» в приморской политтусовке слывет вице-губернатор Александр Шемелев. Минувшим летом в День рыбака чиновник даже устроил мастер – класс для местных СМИ. «Я страстный любитель рыбной ловли, – признается Шемелев, – но зимнюю рыбалку оставил после того, как прошлой зимой провалился под лед на озере Чан. – В пищу выловленную рыбу практически не употребляю. Это спорт, у нас во Владивостоке сложилось небольшое комьюнити по фишингу». Излюбленные чиновником места для рыбалки – район города Спасска-Дальнего (режимное водохранилище «Вишневка») и Уссурийска. Он гордится, что в 2009 году поймал на владивостокском озере Чан 12-килограммового сазана, его главный трофей в длину достигал 95 см. Шемелев, известный в Приморье тем, как «мочил» как в твиттере политоппозицию, регулярно ведет «репортажи» о рыбалке, причем, рассказывает не только о пойманной рыбе, но и байки. На рыбалке на севере края Шемелев сообщал, как его компания «спасала» от похмелья местного пастуха: «Спасли бедолагу – влили в душу литр пива. Посадили на коня и отправили в деревню долечиваться! Жизнь в деревне, говорит, не сахар».