Метрополитен Петербурга не ждет пассажиров на инвалидных колясках.
Фото ИТАР-ТАСС
В Петербурге фактически каждый шестой горожанин имеет ту или иную степень инвалидности. Сегодня в Северной столице живут более 770 тыс. инвалидов – это около 17% всего населения города. Людям с ограниченными возможностями приходится сталкиваться с парадоксальной действительностью – к ним в Петербурге сложилось двойственное отношение. В одних местах им помогают, а в других попросту игнорируют.
Большинство петербургских инвалидов – пенсионеры, получившие инвалидность по возрастным заболеваниям. Таких среди общего числа инвалидов около 83%. Более 85 тыс. человек имеют ограничения передвижения в связи с патологией опорно-двигательного аппарата (из них почти 10 тыс. передвигаются на колясках), около 13 тыс. имеют ограничения по зрению, почти 16 тыс. глухие и слабослышащие. Вместе петербургские инвалиды представляют собой серьезную политическую силу, а учитывая высокую электоральную активность пенсионеров, на любых выборах инвалиды составляют куда больше 17% числа всех проголосовавших избирателей. Поэтому петербургским властям волей или неволей приходится решать насущные проблемы людей с ограниченными возможностями.
Стоит признать, что за последние годы количество социальных благ, получаемых петербургскими инвалидами, заметно увеличилось. Это и бесплатный проезд в общественном транспорте, и обеспечение техническими средствами реабилитации, и путевки в санатории, и государственные дачи в ближайших пригородах. Люди с ограниченными возможностями имеют право пользоваться службой социального такси, которая берет с пассажиров лишь 10% стоимости проезда – остальное платит городской бюджет. Правда, на таком такси можно проехать лишь к социально значимым объектам, но так как в перечне их более 4 тыс., инвалид может попасть практически в любой конец города. Наконец, в городе работает служба «Тревожная кнопка», которая бесплатно раздает инвалидам и просто пожилым людям специальные технические средства для экстренной связи с родственниками и вызова помощи.
Проблема в том, что многие инвалиды даже не подозревают о своих правах. Как это ни парадоксально, но городские власти нечасто заявляют о своих достижениях в деле поддержки инвалидов, даже когда это действительно можно было бы сделать. Так, многие инвалиды до сих пор не знают о существовании службы социального такси, в то время как другим она заметно облегчила жизнь. Никакой системы информирования людей об их правах в Петербурге не существует. На практике инвалиды узнают о «благах цивилизации» друг от друга.
Впрочем, основной проблемой инвалидов в Петербурге, пожалуй, остается общая неприспособленность города для жизни людей с ограниченными возможностями. Новые жилые дома и объекты инфраструктуры в большинстве своем строятся с учетом их потребностей, но в историческом центре и советских зданиях инвалидам жить непросто. За последние годы городские власти оснастили практически все светофоры на пешеходных переходах звуковыми сигналами и установили пандусы на более чем 1 тыс. объектов социальной инфраструктуры, но в масштабе мегаполиса – этого мало. Передвигаться по городу колясочнику все еще очень сложно. И даже в тех местах, пользоваться которыми люди привыкают, их иногда поджидают неприятные сюрпризы. Так, на днях руководство петербургского метрополитена объявило о решении ограничить доступ в подземку инвалидам-колясочникам. Служащим поручено информировать инвалидов о том, что метро не оборудовано специальным образом, и поэтому перемещение в нем на коляске опасно. Инвалидам будет предлагаться пользоваться наземным транспортом, который, впрочем, приспособлен к нуждам людей с ограниченными возможностями еще меньше.
Санкт-Петербург