Социальные такси чаще используются для доставки пожилых и маломобильных людей на лечение в больницы.
Фото ИТАР-ТАСС
В Калининградской области сегодня живут 83 тыс. инвалидов, из них 1500 – инвалиды-колясочники, 1600 – инвалиды по зрению. Уже 10 лет региональные власти признают серьезные проблемы, которые не позволяют людям с ограниченными физическими возможностями нормально жить, но пока изменений не очень много. Была принята региональная программа «Доступная среда» – закупается общественный транспорт, оборудованный приспособлениями для инвалидов, в новостройках предусмотрено возведение специальных пандусов. В 2010 году на улицах Калининграда появилось несколько десятков «говорящих» светофоров, которые дублируют звуковым сигналом зеленый свет на пешеходных переходах.
Но даже сами представители власти публично признают, что до сих пор удалось сделать недостаточно для того, чтобы облегчить существование маломобильным калининградцам. Министр социальной политики Калининградской области Олег Грознецкий недавно отметил, что даже в областном центре только на 10 автобусных маршрутах из 31 курсируют машины, оборудованные приспособлениями для инвалидов-колясочников. 27 микроавтобусов с подобными устройствами переданы в муниципалитеты области. Они используются в первую очередь как социальное такси, для доставки инвалидов в социальные учреждения.
Законодательство предусматривает квотирование рабочих мест для инвалидов на предприятиях с числом рабочих свыше 100 человек. В прошлом году по этой квоте удалось трудоустроить 1800 инвалидов. Свыше 2,5 тыс. инвалидов находятся в домах-интернатах и прочих стационарных учреждениях. Месяц пребывания человека в таком интернате обходится в 17–20 тыс. руб. При этом дотации большинства инвалидов значительно меньше суммы, которую нужно платить за пребывание в стационарном социальном учреждении. Потому на оплату стационара уходит около 75% пенсии проживающих там лиц, а остальную сумму доплачивает областной бюджет.
По мнению активистов благотворительных организаций, эта цифра примерно соответствует уровню затрат на содержание инвалида в домашних условиях. Всего на эту категорию граждан, как сообщила «НГ» координатор социальных программ регионального Министерства социальной политики Ирина Мельничук, из федерального бюджета выделено в 2011 году 120 млн. руб.
Как отмечают сами инвалиды, огромные проблемы возникают у тех, кто живет в старых домах, возведенных до войны и в советское время. По скромным оценкам, именно в таких зданиях проживают 80% жителей региона. Спуститься на коляске с пятого этажа обычной панельной пятиэтажки человек с ограниченными физическими возможностями иногда просто не может. «К сожалению, окружающие относятся к нам как к людям второго сорта, некоторые соседи убеждены, что я вообще не должен выходить из дома. Пандусы и элементарные приспособления для инвалидов отсутствуют и в большинстве официальных учреждений», – говорит руководитель организации молодых инвалидов «Аппарель» Дмитрий Андреев.
Калининград