В Красноярском крае 193 тысячи инвалидов, и проблемы у них те же, что и по всей стране, – маленькие пособия, неприспособленная инфраструктура. Полгода назад депутаты Заксобрания предложили создать в Красноярске особую зону для людей с ограниченными возможностями, однако красноярцы с ограниченными физическими возможностями к этой идее отнеслись без особого восторга. «Их бы самих в эту резервацию поместить», – возмущается заместитель председателя краевого отделения Всероссийского общества инвалидов Галина Зименко.
«Проблемы есть, – признался губернатор Лев Кузнецов. – Ко мне на прием пришла девушка-инвалид с активной жизненной позицией, она потеряла отца в конфликтах. Попросила автотранспортное средство, но, когда мы его предоставили, выяснилось, что сегодня нет такого места, где люди с ограниченными возможностями могут получить права».
Министр социальной политики края Галина Пашинова пообещала, что осенью автошкола для инвалидов в Красноярске будет открыта. Есть сдвиги и в других сферах. В Красноярском крае принята трехлетняя программа «Доступная среда для инвалидов», на которую из регионального бюджета выделяется 230 млн. руб. Весной краевой парламент принял решение, благодаря которому красноярским инвалидам, получающим образование дистанционно, стала бесплатно предоставляться в собственность компьютерная техника.
Пока даже в центре Красноярска люди с ограниченными физическими возможностями вряд ли будут чувствовать себя комфортно. Только в этом году краевое правительство «созрело» для того, чтобы выделить 7,5 млн. руб. на подъемные платформы для инвалидов, которые до октября должны быть установлены в четырех зданиях, где работают региональные чиновники. Этим летом главное крыльцо и пандусы здания краевой власти будут оснащены электроподогревом, поскольку согласно требованиям СНиП пандусы для инвалидов должны очищаться от снега и льда, а подогрев решит эту проблему кардинально.
«Нельзя людей с ограниченными возможностями отделять от общества. В нашем регионе только в последние годы на инвалидов стали обращать внимание, да и то в основном в краевом центре, – говорит Галина Зименко. – В провинции инфраструктуры для инвалидов почти нет. Одна из самых главных проблем, которая находится в компетенции Федерации, – низкие пенсии. Например, инвалиды с детства получают 4,5–5 тысяч рублей. На эти крохи прожить невозможно».
«Проблемы людей с ограниченными возможностями не решить только поддержкой государства. Меня тревожит тенденция, что инвалиды, которые обращаются за помощью ко мне, как правило, просят не устроить их на работу, а помочь с установлением более тяжелой группы инвалидности. А это означает, что люди будут все больше замыкаться в четырех стенах», – заявила «НГ» член комитета Заксобрания по социальной политике, депутат от фракции эсэров Марина Добровольская.
Краевая власть нередко подвергается жесткой критике за нерешенные проблемы. «В оказании помощи детям-инвалидам мы отстаем на полвека. У нас не выстраивается реабилитационный маршрут для ребенка, нет главного реабилитолога ни в Красноярске, ни в крае, – заявила президент Красноярской региональной общественной организации по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» Елена Нига. – Есть множество детей с ограниченными возможностями, инвалидами не признанные, но тоже нуждающиеся в реабилитации. Если инвалиды получают от государства какую-то компенсацию, то эти дети – нет. В феврале компенсаторный пакет был существенно урезан. Конкретный пример: покупая инвалидную коляску за 30 тысяч рублей, родители получают лишь 4 тысячи рублей компенсации». По словам Елены Ниги, в крае сокращается число мест в коррекционных школах, только за последнее время «на ремонт» было закрыто три таких учреждения.
Красноярск