Такой вопрос мне теперь часто задают. Как правило, люди, задающие его, в том числе журналисты, просто не удосужились прочитать объяснения автора этого политического проекта, то есть премьера В.Путина.
Скажу, как понял я эту конструкцию. Конечно, я могу ошибаться, но ОНФ – это попытка политического реформирования через эволюцию отношений общество–государство.
Несомненно, эффективность существующей партийной системы, а именно «Единой России», оставляет желать лучшего. В конце первого заседания Координационного совета ОНФ в Ново-Огареве 7 мая Владимир Владимирович сказал о единороссах, что «они за 10 последних лет присмотрелись друг к другу», имея, видимо, в виду, что они привыкли друг к другу, новизна мышления притупилась, энтузиазм подостыл. На что я заметил Владимиру Владимировичу, что вот так и начинается застой. И он со мной согласился.
К чему я это рассказываю? К тому, что, не отказываясь от ЕР и не создавая другой партии, лидер ЕР считает необходимым разбавить загустевшую партийную «кровь» «кровью» свежей, то есть свежими идеями и новыми лицами. О чем, собственно, он и говорит открытым текстом. Беспрецедентная команда (именно команда) отдать из 600 мест в законодательную власть 150 мест – беспартийным, решение не просто беспрецедентное, но и очень дальновидное. Встряхнуть общество от гражданской, политической спячки, дать стимул не только обсуждать и критиковать, но и попробовать сделать самому то, что мы по неизбывной российской привычке ждем от «царя» или «бояр», – дорогого стоит.
Фактически Путин и ЕР – это «сообщающиеся сосуды», при том что первый «сосуд» всегда полнее второго, но общий объем (читай: популярность, рейтинг) распределяется от большего к меньшему.
Именно на фоне этого механизма Владимир Путин решил влить в старые меха свежее вино. И без этого «вина» не обойтись, но и без мехов что-либо собрать и сохранить – нереально.
Задача ОНФ, точнее привлеченных через фронт к активной практической (и политической) деятельности неравнодушных людей, – обновить партию и законодательную власть, включить в творческий созидательный процесс широкие народные массы, для чего и потребовались именно общественные организации.
Предложена уникальная вещь: самим общественникам с привлечением коллег, сограждан составить народную программу, которая ляжет в основу программы предвыборной и, в конце концов, партийной программы, а ту, в свою очередь, отдать реализовывать на весь выборный период как раз тем самым представителям различных общественных движений, интегрировавшихся в законодательную власть через имеющийся партийный механизм, в том числе и предварительно формируя предвыборные списки – от муниципальных до региональных и госдумовских. Отказываться от такого шанса, считаю, просто глупо.
Конечно, можно отсиживаться на кухнях и в Интернете, проявляя собственную виртуальную значимость, «дальновидность» и «гениальность», критикуя всех сверху донизу и оставаясь благородным рыцарем во всем белом. Именно так, кстати, поступает наша «оппозиция»: критиковать и работать – вещи разные. Именно поэтому тот же господин Явлинский так и остался в стороне, но в белых перчатках, а мой товарищ Никита Белых, который в пору его лидерства в СПС был всегда готов к горячим обличительным речам, сейчас выступает крайне редко, что и неудивительно: сейчас ему не до пустых разговоров. Тащить воз губернатора, полагаю, не самая легкая ноша. Насколько он это хорошо делает – не мне судить, но это ежедневная работа, а не дни «гнева», «несогласия» и пр.
Резюмирую: учитывая то, что проект ОНФ рассчитан на 5 лет, а отнюдь не только на предвыборный период, иметь возможность в рамках Координационного совета ОНФ рабочих контактов с руководством партии и правительства – это, значит, иметь наиболее эффективный способ лоббирования интересов, представляемых каждым из нас, членов КС, социальных групп, не говоря уже о шансе провести своих коллег в законодательные органы. Отказываться от такого механизма либо его недооценивать – полагаю, удел людей либо недалеких, либо равнодушных.