0
1556
Газета НГ-Политика Интернет-версия

15.03.2011 00:00:00

Дети подземелья

Тэги: метро


метро Ежедневно более 9 миллионов россиян испытывают стресс, спускаясь на 182 станции столичного метрополитена.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Среднестатистический работающий житель столицы проводит в подземке немалую часть жизни. А точнее, 20 суток из каждых 10 лет. Это времяпрепровождение могло бы быть вполне комфортным, как задумывалось с самого начала еще советской властью, но метро давно превратилось в цепочку унизительных для граждан процедур, сделав пользование этим видом транспорта и весьма небезопасным.

Вероятно, именно поэтому упоминания в СМИ о метрополитене, по данным информационно-аналитической компании «Медиалогия», носят отчетливо негативный характер. Исследование включает период с января 2000 года по сегодняшний день.

По качественному показателю индекса информационного благоприятствования (ИИБ) московское метро оценивается гражданами, что называется, «по нулям» (см. график) А в марте 2010 года, когда произошел в подземке очередной теракт, этот индекс обрушился весьма существенно, упав сразу на шесть пунктов. Если вывести средние данные за последний год, то оценка людьми этого вида транспорта окажется значительно ниже средней.

Впрочем, и без теракта жизнь «детей подземелья» представляет собой жалкое зрелище. Достаточно вспомнить ежедневные пробки в час пик перед эскалатором...

Между тем жители столицы за последние 10 лет услышали множество обещаний от властей улучшить положение дел с метрополитеном. Под непрерывные посулы регулярно поднималась плата за пользование подземкой. Пока не выяснилось недавно, что многолетнего начальника метро Дмитрия Гаева обвиняют в присвоении 13 млрд. руб. на личные нужды. И что он, оказывается, является автором всех изобретений в метро последнего времени – в частности, автоматов-контролеров.

Судя по сообщениям СМИ, городские власти непрерывно повышали безопасность метро. Еще к концу 2001 года обещано было ввести и установить на 72 станциях, 114 пристанционных переходах системы видеонаблюдения. На все эти нововведения деньги из федерального кошелька выделялись немалые. В 2001 году власти нашли 3 млрд. бюджетных рублей на развитие метрополитена. Гаев тогда просил 6–7 млрд. руб. в год. Тогда, по его словам, «не пришлось бы выбирать, кого оставить без метро».

В 2002 году власти пообещали через два года предоставить москвичам новые трассы легкого и мини-метро. «Легкое метро – хвалился Гаев, – это совершенно новый вид внеуличного городского пассажирского транспорта, уже получивший широкое распространение в странах Европы и Азии┘» Результат: теперь за счет жителей Южного Бутова Серпуховская линия явно перегружена.

В 2002-м Мосгордума в первом чтении приняла законопроект о программе развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года. Финансовые затраты составят до 2015 года 137,8 млрд. руб. Однако и сама подземка уже тогда недурно зарабатывала на рекламе. В начале осени 2002-го правительство Москвы провело тендер на право продажи рекламы в столичной подземке в будущем году. Принадлежащим АФК «Система» рекламным компаниям «Максима» и «ТВ-Проект» удалось получить право продавать рекламу лишь на наименее привлекательных Калининской, Арбатско-Покровской и Люблинской линиях. Наиболее же привлекательные направления Московского метрополитена поделили между собой «Метрос» (58% акций этого агентства принадлежит ГУП «Московский метрополитен») и его дилер – компания «Альмакор».

Однако на гражданах прибыли руководства подземки никак не отразились. Осенью того же года билет в метро подорожал вдвое. А незадолго до нового, 2003 года Гаев пообещал поделить столицу на пять зон (первая – все, что внутри Садового кольца, дальше – по концентрическим окружностям), брать плату не только за пересечение каждой зоны, но и за переход с одной линии на другую. Малоприятную перспективу заплатить за пересечение пяти зон, писали газеты, примерно втрое дороже нынешнего, тогда же предполагалось подсластить системой льгот – для маршрутов «работа–дом» или билетов выходного дня. Не случилось.

2003 год: на одном из участков метро в тоннель прорвались грунтовые воды. Несколько станций оказались в зоне риска, поезда там не ходили, стены тоннеля срочно латались. Зато в мае 2004 года объявлять остановки стали всенародно любимые артисты. Чтобы граждане боролись со стрессом.

В патрульно-постовой службе метро состоит около 6 тыс. человек. У подземной милиции есть свои отделы уголовного розыска, следствия, дознания, служба по борьбе с экономическими преступлениями, своя дежурная часть. В конце 90-х было создано специальное подразделение, которое занималось депортацией бомжей из метро. Где они сегодня, сотрудники этих подразделений? Все бомжи на месте. Как и нищие. Как и продавцы фальшивых документов.

Зато придумываются все новые денежноемкие, никому не нужные проекты. Например, в 2004-м было решено, что в новом учебном году в каждой московской школе станут показывать видеофильм о правилах поведения на эскалаторе метро.

Пока иностранцы, которых время от времени заманивали в метро власти, приходили в восторг от мозаики и статуй, москвичи все чаще отмечали: подземка деградирует. Их позицию разделяли архитекторы. На станции «Красные ворота», получившей в 1937 году Гран-при на международной выставке в Париже, в 2004-м стены были покрыты грибком, который разрушал дорогостоящий мрамор┘ В стены были вмонтированы специальные водоотводящие трубки, из которых вода капала прямо на пол. И с потолка на эскалатор вываливались куски штукатурки. Похожая ситуация отмечалась на всех станциях в центре города.

Руководству метро стало не до красот: в витражах оригинальное цветное стекло стали заменять обычным, правда, окрашенным. Как и металлическое обрамление.

6 февраля 2004-го на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» в 08.40 мск – в самый час пик – в московском метро прогремел взрыв, жертвами которого стали 25 человек. 8 февраля того же года на станции «Ленинский проспект» было остановлено движение поездов из-за пожара в одном из вагонов. А 30 ноября в 05.45 на станции «Чертановская» столкнулись два состава. И это только малая часть событий, угрожавших безопасности граждан еще семь лет назад. Все это происходило на фоне, с одной стороны, увеличения прибылей руководства метро (в сентябре 2004-го компания «Олимп» пообещала вложить почти 50 млн. долл. в развитие «подземной» рекламы), а с другой – очередного повышения тарифов. В ноябре 2004-го Гаев объявил о намерении с 1 января увеличить тарифы на проезд в среднем на 30%. В новом, 2006 году билет на две поездки в метро стал стоить не 20, а 26 или даже 30 руб.

В 2005 году было обещано очищать воздух в метро ультрафиолетом. Кондиционеры так и не были установлены в вагонах, вероятно, г-н Гаев посчитал это слишком дорогим изыском столичной подземки. До жаркого лета 2010-го оставалось еще пять лет, в течение которых идея кондиционеров была похоронена под более грандиозными планами. Увы, столь же невыполнимыми. Между тем руководство страны свято верило Гаеву, постоянно рекламирующему достижения своего ведомства. В мае 2004-го, по случаю 70-летнего юбилея Московского метрополитена, президент Владимир Путин указом наградил группу сотрудников подземки госнаградами – за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. С 2005 года разовый талончик в метро стоил уже 15 руб. Зато с января, утешал Гаев население, можно будет оплачивать проезд банковской картой. Надо ли говорить, что и этого не случилось?

У руководства метро росли аппетиты. На совещании в Совете Федерации в ноябре 2005 года Гаев заявил, что через пять лет в подземке будут пробки, как и в надземной Москве. Поскольку финансовые нужды метро удовлетворены всего на 6%. Одновременно он продолжал кормить граждан обещаниями: в 2006-м власти говорили о том, что заканчивается строительство станции «Сретенский бульвар». Она не работает и сегодня, то есть доступ на станцию – только через длинный переход с «Тургеневской». В 2006-м Гаев призвал москвичей, задыхавшихся в метро, потерпеть еще пять лет – столько времени требовалось ему для создания новой системы вентиляции.

30 марта 2010 года в столице в утренний час пик на двух станциях метро с разницей в полчаса прогремели взрывы. Случилось это на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». На «Лубянке» взрыв раздался, когда распахнулись двери второго вагона, поэтому было много раненых и погибших как в самом вагоне, так и на платформе. На «Парке культуры» взорвался третий вагон поезда.

В ноябре 2010-го под землю спустился новый мэр Москвы Сергей Собянин. Попутно выяснилось, что на продолжение строительства новых станций уже в 2013 году нет готовой проектной документации. А уже 15 декабря Генпрокуратура направила столичному мэру обращение с требованием уволить начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева. Проверка его деятельности показала, что Гаев «ущемлял интересы унитарного предприятия в целях личного обогащения», совершал «нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса» и незаконно присвоил себе 112 млн. руб.

Сегодня 2,5 млн. жителей Москвы живут в районах без метро. Отставание в сооружении линий – более 100 километров. В этом году архитекторы определили месторасположение 17 проектируемых станций, большая часть которых находится за МКАД. Одна поездка в метро обходится сегодня в 28 рублей, но довольных пассажиров в столичной подземке становится все меньше и меньше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
613
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2334
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1547
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1173

Другие новости