Огромные очереди куда ни приди: в поликлинику, в паспортный стол, в ГАИ, в отдел образования или соцобеспечения.
Фото PhotoXPress.ru
Живу в Москве почти 10 лет и пишу о том, как выглядит наш город глазами 31-летнего жителя, которому и дальше предстоит жить в нем. Могу сказать однозначно – в Москве жить некомфортно. Но мое письмо не критика, а предложения как сделать жизнь в городе комфортнее. Пишу только о том, с чем сам сталкивался.
Транспортная проблема
1. Метрополитен – проблема часа пик
В час пик для московского метро характерны несколько проблем:
– пробки на станциях пересадки;
– огромные очереди в кассы;
– разная загруженность поездов из центра и в центр.
Решить проблему можно, перераспределив потоки по времени и по направлению.
По времени можно сделать административно и экономически.
Административно – сделать раньше начало рабочего дня у чиновников, преподавателей (соответственно раньше начало учебы у студентов), медработников и т.д. – тех, кто работает на государство.
Экономически – предлагаемый способ позволит решить несколько проблем.
Нужно продавать не поездки, а как с кредитной картой – деньги на проезд списываются с транспортной карточки. Будет единая транспортная карта, которой можно пользоваться в метро, трамвае, троллейбусе, автобусе и – внимание! – в электричках. Пассажир покупает транспортную карту с индивидуальным номером. Пополняет ее как сегодня мобильный телефон (дополнительно можно поставить автоматы у касс – вставил карту и положил деньги на нее). Пополнил на 500 рублей – бонус 100 рублей – на карте 600 рублей. Пополнил на 2000 рублей – бонус 500 рублей – на карте 2500 рублей. Если карта на одну-две поездки, то никаких бонусов.
Приложил карту к терминалу – списались деньги за одну поездку. То же самое в автобусе и других видах транспорта (про электричку напишу далее). Очередей не будет (их же нет, чтобы баланс телефона пополнить), в метро будет работать только одна касса – продажа билетов на 1–2 поездки. Не нужно будет иметь разные билеты в метро и наземный транспорт. Ну и не нужно будет делать сами билеты, что скажется на себестоимости поездки.
Но самое главное – можно будет экономически регулировать поток в метрополитене. Как с многотарифным счетчиком на электричество.
Вход в метро с 6.00 до 7.30 стоит 20 рублей.
Вход в метро с 7.30 до 9.00 стоит 30 рублей.
Вход в метро с 9 00 до 11.00 стоит 25 рублей и т.д.
Дополнительно использование денег, а не поездок позволит транспорту проводить акции. Например, после матча сборной России по футболу вход в метро на Воробьевых горах 0 рублей, день без автомобиля – скидка на вход 50%, доехал до метро на автобусе – скидка на вход в метро и т.д.
Электрички с транспортной картой будут работать по такому принципу: пассажир на станции отправления прошел по транспортной карте – зафиксировалась станция отправления, на выходе фиксируется станция прибытия и снимаются деньги. Кассиры так же продают только разовые билеты. Если пассажир зафиксировал только одну станцию (прибытия или отправления), то снимается штраф. На станциях, где нет турникетов, можно поставить аппараты по фиксации транспортной карты. Добровольно зафиксировал, затем едешь.
Кстати, сейчас в электричках много зайцев. Уверен, что это из-за существующей системы оплаты проезда, когда можно купить только проездной на вход/выход на одной станции. Обычно берут на конечной – вокзалы Москвы.
Я жил в разных районах Москвы и заметил общую проблему – в час пик поезда едут загруженные в одну сторону и полупустые в другую. Утром невозможно сесть в поезд, едущий в центр. Ведь станции пересадок только в центре. Для меня загадка – почему невозможно построить линии легкого метро, соединяющие конечные станции веток? Большое кольцо метрополитена вдоль МКАД. Причем над землей. Уверен, что с таким кольцом поездка по метро будет в целом комфортной в любое время любого дня.
2. Автомобильные пробки
Есть пробки, возникающие по объективным причинам и есть по субъективным.
По объективным причинам.
Часто езжу по Волгоградскому проспекту и знаю его пробки и причины их образования. Решения этих пробок копеечные. Обратил внимание и на другие пробки, через которые езжу. В большинстве своем проблемы на поверхности и решения простые. Не нужно строить многоуровневые развязки и прочее. Но при этом решения не общие, а частные. Также полазил по автомобильным форумам. Есть автолюбители, ищущие и находящие решения по тем или иным пробкам, но нет инструментов обратной связи с теми, кто может организовать воплощение в жизнь предложенных решений.
Предлагаю сделать сайт, на котором можно будет, используя предложенный алгоритм, ликвидировать пробку. Можно будет зафиксировать пробку, выявить причины ее образования, предложить решение, получить экспертную оценку и отслеживать претворение в жизнь этого решения.
Сейчас есть похожий сайт (proboknet.com), но так как он только похож на то, что я написал, то эффекта от его деятельности не видно.
Главная субъективная причина – бросают машины где попало, создавая пробку. При этом зачастую чуть далее есть место, куда можно поставить эту машину. Или если поставить машину чуть далее, то не будет пробки.
Эвакуаторы в Москве неэффективны. Доказано практикой, поэтому не буду писать об этом подробно. Но есть достойная замена эвакуаторам, с гораздо большей эффективностью. Когда я начал ездить по Москве, мой знакомый сказал, что здесь нужно руководствоваться правилом трех Д – дай дураку дорогу. Думаю, что пора эту трактовку дополнить новой – дурак дает деньги.
В местах, где бросают машины, которые создают пробки, следует установить камеры. Каждую нарушающую машину нужно фиксировать (уверен, что есть такие технологии) и штрафовать в зависимости от проведенного времени в неположенном месте. Рецидив штрафуется с повышенным коэффициентом. Штрафы окупят и затраты на камеру, и затраты на оператора, и город заработает. Со временем такие камеры можно поставить и на проблемных перекрестках и фиксировать машины, которые выезжают на перекресток во время затора, проезжают на красный свет. Сейчас эти водители чувствуют себя героями, которые опередили других, а если будут камеры, то нарушители будут чувствовать себя дураками, которые дают деньги.
Чиновники (служащие социальных служб)
Речь идет о чиновниках паспортных столов, ЕИРЦ и прочих. В Москве ввели термин «единое окно». Когда жена сменила фамилию, то она столкнулась с единым окном ЗАГСа, вуза, паспортного стола, поликлиники, медицинской страховки (права, техпаспорт и т.д.). Причем не один раз. Надо было отпрашиваться с работы, попадать в график работы служб, стоять в очередях, заполнять формы и тому подобное. И так нужно по любому вопросу.
Родился ребенок. Что еще нужно? Конечно, заполнить множество заявлений на различные выплаты. Естественно, не дома или в роддоме заполнить, нужно отнести справку в поликлинику, паспортный стол, ЗАГС, социальные службы. Встать на очередь в сад. И это все в период, когда мать должна быть с ребенком круглые сутки, а отец должен помогать жене и зарабатывать на хлеб. Я пишу, с чем сталкивался, а говорят и про выход на пенсию, получение инвалидности и прочее.
А если бы было по-другому? Вот так: решила жена сменить фамилию, приходит в единую службу, заполняет один документ (заявление на смену фамилии) и на основании этого документа единая служба делает рассылку в соответствующие организации на смену документов. Через месяц жена придет в единую службу и получит все документы. Сколько времени сэкономит жена? Сколько нервов? Ну и сотрудников служб можно сократить.
Фрукты и овощи
До Москвы я жил 20 лет в Молдавии. И хочу несколько слов написать о фруктах и овощах на московских прилавках. Поверьте на слово – они и рядом не лежали с молдавскими. Безвкусные и стоят в 10 раз дороже. В этом году, когда в Кишиневе в розницу помидоры стоили 5 рублей, в Москве они стоили 50 рублей. Я понимаю, когда что-то стоит в несколько раз дороже на севере страны, куда сложно доехать, но не в Москве и не в 10 раз. Про вкус – не помидоры, а трава. И так с огурцами и фруктами (кроме яблок). Думаю, что на вкус они отличаются не только от молдавских, но и от краснодарских и кавказских. Наверняка такие цены и такое качество фруктов и овощей сказывается на питании москвичей. Они едят меньше натуральных витаминов, у них развиваются соответствующие болезни, что сказывается на трудоспособности и т.д.
К сожалению, я не слышал, что вопросу питания москвичей придается большое значение, а, по-моему, этот вопрос не менее важный, чем пробки на дорогах.
С уважением, Константин Раду