Калининградский храм Христа Спасителя – крупнейший собор в Янтарном крае.
Фото Андрея Рискина
В советский период одним из предметов гордости первых лиц калининградской партийной номенклатуры был факт признания области «самой атеистической частью» СССР. Ведь после 1945 года немецкое население Восточной Пруссии было депортировано и церковные здания закрыты, а советским переселенцам открывать православные храмы власти не позволяли. Это не значит, что среди калининградцев не было верующих. Просто для посещения церквей им нужно было ездить в соседнюю Литву.
Ситуация стала меняться в ходе перестройки. В 1988 году в здании бывшей Юдитенкирхе был освящен первый православный храм. Нынешний Патриарх Кирилл, тогда возглавлявший Смоленско-Калининградскую епархию Русской православной церкви (РПЦ), приложил много сил для развития религиозной инфраструктуры. В итоге к концу 2010 года в российской Прибалтике насчитывалось уже 90 храмов и часовен, женский монастырь, православная гимназия. Часть заведений РПЦ расположена в отремонтированных кирхах и костелах. Возведены и новые соборы. В частности, крупнейший в регионе храм Христа Спасителя на площади Победы в Калининграде. Один из его залов способен вместить одновременно до 2 тыс. верующих.
В соответствии с постсоветской практикой строительство православных храмов частично спонсируется региональным и муниципальными бюджетами. Чаще всего подобные расходы проводятся по статье «Духовно-нравственное и культурное воспитание». Остальные религиозные организации не имеют подобных преференций и строят культовые сооружения за свой счет. При этом в области за последние десятилетия построены три костела, мечеть, храм Армянской церкви.
Между тем на вопрос о количестве приверженцев разных религий в Калининградской области сложно ответить однозначно. Иерархи РПЦ привыкли разом причислять к своей пастве всех русских, украинцев и белорусов, то есть 92% населения региона. Однако среди них число воцерковленных (входящих в состав общины конкретного прихода) верующих не более 4–5%. Об уровне религиозности калининградцев могут свидетельствовать и данные о том, как местные родители выбирали учебные курсы из экспериментального пакета «Основ религиозных культур и светской этики». 70–75% взрослых калининградцев признали наиболее полезной для своих детей именно «Светскую этику».
Весьма приблизительны сведения о местных мусульманах – их в пределах 13–25 тыс. человек. В регионе зарегистрированы 23 католических прихода, а общая численность католиков Янтарного края – примерно 30 тыс. человек. Чуть меньше общин у четырех протестантских деноминаций.
Во взаимоотношениях с властью РПЦ также в привилегированном положении. Присутствие губернаторов на торжественных богослужениях и встречах с иерархами РПЦ давно стало нормой для калининградского бомонда. Особый пиетет в отношении православия стал недавно поводом для серьезного обострения довольно спокойной религиозной ситуации в регионе. «НГ» уже сообщала о скандале, связанном с передачей Московскому Патриархату культовых зданий, исторически принадлежавших католикам и протестантам (см. «НГ» от 29.10.10). В некоторых из них ныне размещаются учреждения образования и культуры, отремонтированные за бюджетный счет. Всего за 2010 год РПЦ получила в Калининградской области от федеральной и региональной власти безвозмездно 55 зданий, далеко не все из которых находятся в руинах. Подобный широкий жест не нашел особой поддержки населения. Во всяком случае, в ходе голосования на одном из местных сайтов 82% участников (1800 человек) выразили свое неодобрение данными действиями.
Калининград