0
1758
Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.11.2010 00:00:00

Татарстанская конфессиональная диспропорция

Тэги: татарстан, рпц, религия, церковь, мечеть


татарстан, рпц, религия, церковь, мечеть Соседство в Казанском кремле мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора принято называть свидетельством межконфессиональной дружбы в республике.
Фото автора

Республика Татарстан в череде исламских регионов России является, пожалуй, самой светской. Ее населяют две равные этноконфессиональные группы: татары мусульмане и русские православные. Религиозные нужды этих групп очень сложны, но мирное сосуществование позволяет татарстанским властям позиционировать свой регион как образец уникального сожительства христиан и мусульман, выдавая исторически сложившееся положение вещей за свое собственное достижение. Впрочем, именно это сегодня помогает Русской православной церкви в регионе больше, чем что-либо.

Внезапно проснувшийся в 90-е годы интерес к религии несколько подстегнул развитие РПЦ в Татарстане. Дело в том, что у Церкви в Татарстане нет высоких покровителей, а значит, нет лобби. Татарстанское правительство этнически однородно и полностью состоит из татар, которые традиционно считаются этническими мусульманами. Татарстанские чиновники, естественно, больше помогают мечетям, чем церквам. Это дает повод Казанской епархии РПЦ спрашивать у властей: «Вы считаете Татарстан островом межнациональной и конфессиональной дружбы? Тогда помогайте и нам тоже». Так в Татарстане появились парадные образцово-показательные храмы, куда возят иностранцев и высоких московских гостей. Раифский монастырь под Казанью и Благовещенский собор в Кремле, соседствующий с гигантской мечетью Кул-Шариф, Крестовоздвиженский собор, где хранится Казанская икона Божией матери, возвращенная покойным Папой Иоанном Павлом II.

За блестящей агитпроповской витриной существуют нерешенные проблемы. Одна из главных – недостаток церквей для православных и переизбыток мечетей для мусульман. Диспропорция такова: христианских приходов примерно в шесть раз меньше, чем исламских. Это при том, что русское население по численности ненамного уступает татарскому. В праздники церкви переполнены, что на фоне пустующих мечетей удручает христиан.

Злые языки утверждают, что такова целенаправленная политика властей Татарстана. Но это неправильный вывод. Власть в Татарстане всегда была подчеркнуто атеистической. Приверженность к исламу у татарстанских чиновников номинальная и часто ограничивается сугубо финансовой поддержкой. Отсюда – стремление к строительству гигантских мечетей (например, Кул-Шариф в Казанском кремле).

На деле президент и правительство Татарстана ведут показательно равный диалог как с православным священноначалием, так и лидерами Духовного управления мусульман республики. У РПЦ в регионе еще не все храмы возвращены, далеко не все восстановлены. Но власти стараются хотя бы на словах оказывать им поддержку.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1455
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1369
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1296
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1226

Другие новости