Масштабный митинг 31 января с.г. продемонстрировал потенциал недовольных политикой властей калининградцев.
Фото автора
Только в 2010 году в Калининграде прошло свыше 200 митингов и пикетов. Не меньшая политическая активность отмечена и в районных центрах региона – Черняховске, Советске, Балтийске. Власти региона и милиция долго не препятствовали проведению публичных акций, однако именно массовые митинги протеста стали одной из причин смены власти в Янтарном крае.
Излюбленными местами сбора митингующих в Калининграде являются площадки у здания правительства, сквер у монумента Матери-Родины, клумба напротив мэрии областной столицы и площадь вокруг недостроенного Дома Советов. С последним участком связаны самые массовые акции в истории российской Прибалтики – крупные митинги зимы 2009/10 годов. В принципе официальные политические силы, за исключением «Патриотов России», до поры до времени проявляли безразличие к пикетам и митингам. КПРФ и ЛДПР ограничивались проведением собственных манифестаций два-три раза в год к красным датам. Переломил ситуацию декабрьский митинг 2009 года. В конце января в аналогичном митинге принимали участие уже все партии, кроме ЕР. 31 января с.г. на Замковой горе под антиправительственными лозунгами собрались свыше 10 тыс. калининградцев.
Потрясенные размахом акций протеста, региональные власти приложили все усилия, чтобы сорвать митинги, намеченные на 20 марта и 21 августа. Именно тогда в регионе получила распространение «московская методика», когда организаторам отказывают в согласовании публичной акции под предлогом того, что требуемое им место уже занято. В марте все возможные площадки в Калининграде оказались задействованы в рамках акции «Мы – россияне», в августе митинг пришлось перенести в парк на окраине города, так как в центре проходил сбор средств для помощи россиянам-погорельцам. Но подобная тактика не помогла полностью расстроить акции оппозиции. Вместо митинга 20 марта более 2 тыс. человек приняли участие в «мандариновом» флешмобе (Мандарин – прозвище бывшего губернатора Георгия Бооса. – «НГ»). Еще больше людей собрал митинг в парке 21 августа, который фактически стал акцией победителей, так как к тому моменту уже было известно, что Боос не войдет в список лиц, рекомендованных на пост главы области.
Акции протеста в регионе долго оставались уделом небольших групп активистов. Настоящими асами в деле организации пикетов стали «Патриоты России» под руководством депутата областной Думы Михаила Чесалина. На их счету 80 пикетов против развала местной медицины и с десяток акций в защиту зеленых насаждений. Городские власти сначала спокойно давали разрешение на проведение подобных мероприятий прямо под окнами областного правительства. Но в начале третьей декады октября администрация Калининграда внезапно выяснила, что собрания именно в этом месте «создают препятствия движению пешеходов». Пикет предложено перенести на 400 метров, в сквер к статуе Матери-Родины. Михаил Чесалин уже пообещал оспорить это решение в суде. В коридорах власти изменение места проведения рутинных пикетов напрямую связывают с появлением в губернаторском кресле Николая Цуканова.
В преддверии региональных выборов политики стали чаще мелькать и на локальных акциях протеста, обычно связанных с борьбой против точечной застройки. В свою очередь, рядовые граждане вошли во вкус и пытаются объединяться сами, без участия политических лидеров. Так, 22 октября под стенами мэрии прошел пикет против сноса зеленых насаждений. Его организовал альянс локальных инициативных групп, сумевший привлечь к участию жителей из различных частей Калининграда и прилегающих к нему районов. По мнению наблюдателей, в регионе идет формирование горизонтальных социальных сетей. Ячеек того самого гражданского общества, о необходимости которого 20 лет говорят все подряд.
Калининград