На заре российской демократии – в 90-е годы XX века на митинги выходили десятки тысяч человек.
Фото РИА Новости
Публичные акции в России отражают уровень развития отечественной политической системы. Запутавшись и разочаровавшись в программах провластных партий, россияне не видят в них никакой разницы. А потому митинговать за лояльные властям организации выходят или по разнарядке, или по долгу службы. Идейные же оппозиционеры окончательно маргинализировались, и их сторонники выходят на акции жалкой горсткой. Однако в России появились и новые двигатели протестной активности – общественники, которые, используя в качестве мобилизационного ресурса только Интернет, могут всего за пару дней собрать вполне приличную манифестацию. Общая беда, а не общая идеология сейчас сплачивает россиян и заставляет их собираться с плакатами и транспарантами на площадях. Чаще всего это проблема, которая затрагивает какие-то конкретные интересы людей, – мошенники на строительном рынке, задержавший зарплату работодатель или правительство, резко повысившее пошлины. Однако жизнь подобных «групп по интересам», созданных гражданскими активистами, обычно недолговечна, и активность общественников – не равноценная замена уличной политике партий, а скорее одно из средств маскировки политической апатии населения.