Рустам Минниханов знает толк в автомашинах.
Фото РИА Новости
Татарстан с его развитым административным чиновничьим аппаратом, который обслуживает огромный парк автомобилей, не знает такой проблемы, как «мигалки на дорогах». Синие проблесковые маячки установлены на спецмашинах, прикрепленных к первым лицам республики, но особых проблем они не создают, потому что их хозяева ими не часто пользуются. Чиновники Татарстана предпочитают ездить на роскошных автомобилях, но без всякого сопровождения в виде кортежа и без включенных мигалок. Проблемы на дорогах столицы Татарстана могут создавать приезжие высокопоставленные гости. Именно для них чаще всего перекрывают трассы и расчищают пути.
В Татарстане ценят хорошие автомобили. Президент республики Рустам Минниханов – мастер спорта по автогонкам, неплохо разбирается в машинах. Не отстают от него и подчиненные. Чиновный автопарк в Татарстане регулярно обновляется. Когда на сессию республиканского парламента в Казани собираются все депутаты и министры, парковка перед зданием местного Государственного совета напоминает открытие крупного автосалона – вереницы дорогих лимузинов и кроссоверов выстраиваются в ряды. Посмотреть на это зрелище горожане приходят специально.
По слухам, президент Татарстана лично решает, какой автомобиль выделить министру республиканского правительства или другому своему подчиненному. Класс служебного автомобиля зависит от должности. В правительстве существует нормативный документ, определяющий марку служебного авто в соответствии с должностью чиновника. Президент, премьер и спикер местного парламента используют лимузины Mersedes, а татарстанские министры передвигаются на внедорожниках Range Rover Sport, BMW X5, Porsche Cayenne. Служащие рангом пониже ездят на иномарках поскромнее. В любом случае местные чиновники напрочь игнорируют отечественные автомобили. Добавляют престижа роскошным иномаркам и «неприкасаемые» номера. Замечено, что ГИБДД не останавливают автомобили определенных правительственных серий – например, такими считаются номера с буквами ОАА и РТТ.
Инциденты с номенклатурными автомобилями в Татарстане если и случаются, то мгновенно попадают в разряд секретных происшествий, а информация об этом ЧП не выходит дальше обсуждения на кухнях. Например, несколько лет назад в пригороде Казани тонированный внедорожник Mersedes на скорости влетел в другой автомобиль. Пострадавший водитель якобы даже опознал в виновнике аварии министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова. Местная пресса, за исключением некоторых газет, писала об этом происшествии, но имя водителя джипа так и осталось неизвестным, как и принятые к нему меры.
Самое страшное ДТП с участием нынешнего спикера Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина (тогда он был в должности премьер-министра) произошло в 1997 году. На встречную полосу перед лимузином премьера вылетел «КамАЗ», но путь ему преградила машина сопровождения ГИБДД. Двое сотрудников милиции ценой своей жизни спасли жизнь второго лица в Татарстане. Мухаметшин тоже пострадал – его машина увернулась от столкновения с большегрузом и вылетела в кювет. После этого ДТП президент Минтимер Шаймиев даже распорядился убрать машины ГИБДД из сопровождения правительственных кортежей, но позднее это решение отменили.
Между тем только в нынешнем году произошло уже три громких ДТП, в которых фигурировали имена чиновников более скромного уровня. В январе 22-летний Максим Лавров – сын экс-заместителя главы ГИБДД Татарстана Владислава Лаврова, насмерть сбил 14-летнюю девочку, за что получил наказание 3,5 года условно. В июне 34-летний федеральный судья Авиастроительного районного суда Казани Эдуард Солдатов также насмерть сбил 23-летнего парня. Итоги расследования по этому делу до сих пор не обнародованы, известно лишь, что судья ушел в отставку. А в августе заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Павел Чернов сбил 14-летнюю велосипедистку, которая попала в реанимацию, – уголовного дела по этому ЧП возбуждено не было.
Казань