Автомобильное тщеславие не чуждо жителям Красноярского края – в регионе есть свои «красивые» номера и их серии. Однако идея ГИБДД узаконить аукционы по продаже привлекательных номерных знаков особого прилива энтузиазма у красноярцев не вызвала. Возможно, потому, что все по-настоящему «блатные» номера на берегах Енисея давно разобраны, причем прежде всего благодаря хорошим связям, а не внушительному банковскому счету.
В Красноярском крае уже сложилась своя система значения номеров, в которой интересующиеся политикой люди хорошо ориентируются. На первом месте по «неприкасаемости» среди официальных структур региона находится милицейская аббревиатура – МКК (как ее расшифровывают, «милиция Красноярского края»). Получить номера этой серии человеку с улицы практически невозможно.
Традиционно престижными считаются серии и других властных структур. В эпоху губернаторства Александра Лебедя записные остряки немало поиздевались над аббревиатурой ООО, которая украшала машины администрации края и Заксобрания. Самой популярной расшифровкой этой аббревиатуры было «общество с ограниченной ответственностью». Однако эта серия была всего лишь правопреемницей советских номеров. Серия ООО впервые появилась при первом секретаре крайкома КПСС Павле Федирко. Именно в советскую эпоху установился четкий порядок установки цифр на номерах машин. Первое лицо имело номер 001 и далее – по ранжиру. Аббревиатура ООО в 2001 году сменилась на КРК. Замена получилась достаточно удачной. Во всяком случае, никто пока не смог предложить ехидной расшифровки КРК, кроме банального «Красноярский край». Сотрудники ГИБДД города Красноярска с почтением относятся и к так называемой мэрской серии АОО, отданной автомобилям, на которых передвигается городская власть.
В начале 2000-х годов в Красноярске появилась и неофициальная элитарная серия – ТТТ – аналог московской ЕКХ. Долгое время силовые структуры, не входящие в систему МВД, в силу генетических связей обеспечивались неприкасаемыми синими номерами. Но когда учет и контроль над этими номерами ужесточили, многие начальники из силового блока оказались за бортом магического синего круга. Для них и возникла эта серия. Статус владельца можно определить по номеру: чем меньше цифра, тем солиднее хозяин такой машины. Помимо «генералов», на машинах с такими номерными знаками разъезжают те, кто возглавляет топ-лист своих профессиональных сословий. Например, авторитетные спортсмены, занимающиеся борьбой, предпочитали на номерах с аббревиатурой ТТТ иметь цифры, которые когда-то означали их весовую категорию.
При этом красноярские чиновники не часто фигурируют в громких ДТП. Самым трагичным случаем стала катастрофа в 2007 году. Депутат Законодательного собрания Александр Кузнецов стал одной из четырех жертв аварии – автомобиль, в котором он ехал, попал под «КамАЗ». Через год в ДТП попала машина Заксобрания, в которой в командировку ехал еще один депутат, лидер красноярских коммунистов Петр Медведев, получивший в результате легкое сотрясение мозга. Самая забавная авария с участием VIP,ов произошла в октябре 2002 года, когда по пути в аэропорт «Емельяново» из-за гололеда джип свежеизбранного красноярского губернатора Александра Хлопонина врезался в машину губернатора Эвенкии Бориса Золотарева. В той аварии главы регионов отделались легким испугом, да и машины не вышли из строя.
А вот проблема чиновничьих мигалок жителей краевого центра не слишком волнует. Синие проблесковые маячки можно увидеть только на автомобилях губернатора Льва Кузнецова и спикера краевого парламента Александра Усса, и особых проблем простым автолюбителям два автомобиля не создают. Остальным красноярским слугам народа грех тщеславия не чужд, но большинство из них предпочитают ездить на машинах, приписанных к гаражу краевого правительства.
Красноярск