0
2119
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.09.2010 00:00:00

Ударим по бюрократии законом

Григорий Емельянов

Об авторе: Григорий Емельянов - автор проекта, г. Омск. От редакции Антибюрократический закон, предлагаемый Г.Емельяновым на общественное обсуждение, публикуется в сокращенном виде. Желающим может быть предоставлен полный текст.

Тэги: бюрократия, закон


бюрократия, закон Кадр из мультипликационного фильма «Человек в рамке».

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН

СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

(АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ЗАКОН)

Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКОГО

ЗАКОНА

Статья 1.1. Антибюрократическое законодательство

1. Антибюрократическое законодательство состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об ответственности за нарушение прав граждан сотрудниками органов власти и управления.

2. Настоящий Федеральный закон основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статья 1.2. Задачи антибюрократического законодательства

Задачами антибюрократического законодательства являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина при обращении им в органы государственной власти и управления, а также в соответствующие органы власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов в целях установления единого, антибюрократического, порядка осуществления властных и управленческих полномочий всеми органами власти и управления Российской Федерации в целях защиты законных экономических интересов физических лиц и общества.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об ответственности за нарушение прав граждан органами власти и управления

1. К ведению Российской Федерации в области антибюрократического законодательства относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об ответственности за нарушение прав граждан органами власти и управления;

2) перечня видов наказаний и правил их применения;

3) порядка привлечения к ответственности должностных и иных лиц, занимающих ответственные посты в федеральных органах власти и управления;

4) порядка исполнения постановлений о назначении наказаний.

Глава 2. ПРАВОНАРУШЕНИЯ  В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ВЛАСТНЫХ И ИНЫХ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ (АКТ БЮРОКРАТИЗМА) И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Статья 2.1. Акт бюрократизма

1. Актом бюрократизма признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, работающего в федеральных органах власти и управленческих структурах федерального подчинения; аналогичных органах субъекта Федерации, а также в муниципальных органах власти и управления, за которое настоящим ФЗ или законами субъектов Российской Федерации об ответственности за нарушения прав граждан сотрудниками органов власти и управления установлена ответственность.

2. Лица, указанные в ч. 1 данной статьи, признаются виновными в совершении акта бюрократизма, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим ФЗ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.

Статья 2.2. Формы вины

1. Акт бюрократизма является умышленным правонарушением.

Глава 3. НАКАЗАНИЕ ЗА АКТ БЮРОКРАТИЗМА

Статья 3.1. Цели наказания

1. Наказание за акт бюрократизма является установленной государством мерой ответственности за совершение такого правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего акт бюрократизма, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации органа власти или управления.

Статья 3.2. Виды наказаний

1. За совершение акта бюрократизма могут устанавливаться и применяться следующие наказания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) временное лишение виновного права занимать определенные должности;

4) пожизненная дисквалификация.

2. Предупреждение, временное лишение права занимать определенные должности и пожизненная дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Штраф может применяться как в виде основного, так и в виде дополнительного наказания.

3. За одно правонарушение может быть назначено одно основное либо основное и дополнительное наказания из наказаний, указанных в настоящей статье или в положениях антибюрократического закона субъекта Российской Федерации.

Статья 3.4. Предупреждение

Предупреждение – мера наказания, выраженная в официальном порицании виновного лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Статья 3.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения акта бюрократизма (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости ущерба, причиненного пострадавшему от акта бюрократизма.

2. Размер административного штрафа не может быть менее минимального размера оплаты труда.

3. Сумма штрафа, возложенного на виновное лицо, подлежит уплате пострадавшему органом власти или управления, с которым правонарушитель состоял в трудовых отношениях на момент совершения акта бюрократизма.

Статья 3.6. Временное лишение права занимать определенные должности

1. Временное лишение нарушителя, совершившего акт бюрократизма, права занимать определенные должности устанавливается за грубое или систематическое нарушение прав граждан, обращавшихся в органы власти и управления в случаях, предусмотренных статьями настоящего ФЗ.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Статья 3.7. Пожизненная дисквалификация

Пожизненная дисквалификация заключается в лишении лица права занимать любые должности в органе власти или управления независимо от его территориальной или отраслевой принадлежности и инстанции.

Глава 4. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА АКТ БЮРОКРАТИЗМА

Статья 4.1. Общие правила назначения наказания

1. Наказание за совершение акта бюрократизма назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении наказания учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его должностное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершенный акт бюрократизма.

3. Назначение наказания за акт бюрократизма не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой наказание было назначено.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за акт бюрократизма, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им акте бюрократизма;

3) предотвращение лицом, совершившим акт бюрократизма, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение акта бюрократизма лицом, имеющим стаж государственной или муниципальной службы менее одного года;

5) совершение проступка беременной женщиной.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о совершенном акте бюрократизма, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в антибюрократических законах субъектов Российской Федерации.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за акт бюрократизма, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного акта бюрократизма, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный настоящим ФЗ;

3) совершение акта бюрократизма группой лиц;

5) совершение акта бюрократизма в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение акта бюрократизма в состоянии опьянения;

7) совершение акта бюрократизма лицом, занимающим ответственную должность в органах власти или управления, равно как и лицом, которое формально не может быть отнесено к категории ответственных должностных лиц, но поведение которого в силу определенных обстоятельств (например, удаленность от вышестоящих инстанций, а также отсутствие таковых) или вследствие субъективных обстоятельств у обратившегося к таковому лицу (болезнь, несовершеннолетний или преклонный возраст и проч.) имеет существенное влияние на судьбу обратившегося в орган власти или управления.

Глава 5. ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

Статья 5.1. Нарушения прав граждан при обращении в органы власти и управления.

1. Отсутствие правдивой и доступной информации о порядке работы органа власти или управления, а именно: непредоставление для всеобщего обозрения посетителям распорядка работы органа власти или управления; неуказание времени приема должностными лицами по вопросам, относящимся к их компетенции.

2. Осуществление приема граждан в помещении, не отвечающем действующим нормам санитарии и безопасности, а также не приспособленном для ожидания и работы с документами.

3. Отказ в принятии устного или письменного обращения гражданина, равно как и препятствование в изложении гражданином устного или письменного обращения.

4. Неуважительное отношение к гражданину во время приема.

Статья 5.2. Нарушения прав граждан при рассмотрении устных или письменных обращений граждан в органы власти или управления.

1. Несоблюдение срока рассмотрения устного или письменного обращения гражданина.

2. Несообщение гражданину запрашиваемых им сведений, совершенное как в форме необоснованного отказа, так и путем переадресовки запроса в ненадлежащую инстанцию; сообщение гражданину по его запросу неверных или неполных сведений.

3. Необоснованный полный или частичный отказ в удовлетворении обращения гражданина, содержащего просьбу о совершении определенных действий или о несовершении таковых.

Глава 6. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АКТА БЮРОКРАТИЗМА

Статья 6.1. Основанием привлечения к ответственности за совершение акта бюрократизма могут являться письменные или устные сообщения о таком факте, поступившие от граждан, общественных организаций и иных общественных объединений, средств массовой информации и из иных источников, не скрывающих свое авторство.

Статья 6.2. Гражданин, чьи права оказались нарушенными, а также любой источник информации, сообщающий о правонарушении, указанном в п. 4 ст. 5.3 настоящего ФЗ, вправе обратиться с сообщением о совершенном акте бюрократизма либо непосредственно в орган власти или управления, в котором работает правонарушитель, либо в суд.

Статья 6.3. В случае, если орган власти или управления не привлечет лицо, в отношении которого поступило сообщение о совершении акта бюрократизма, к ответственности в соответствии с настоящим ФЗ, или официально уведомит заявителя об отказе в наказании правонарушителя, заявитель вправе обратиться в суд одновременно за привлечением к ответственности за совершение акта бюрократизма как сотрудника органа власти или управления, так и руководителя, его не наказавшего.

Статья 6.4. Орган власти или управления, чей сотрудник был привлечен к ответственности за совершение акта бюрократизма, обязан в течение 10 дней после вступления в силу акта о наказании за совершение акта бюрократизма, сделать письменное сообщение об этом в местных СМИ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Комментарии официальных органов на материал «НГ» от 02.10.24 об изменении тарифов

Комментарии официальных органов на материал «НГ» от 02.10.24 об изменении тарифов

0
436
Новое правительство Франции отложило выборы в Новой Каледонии

Новое правительство Франции отложило выборы в Новой Каледонии

Данила Моисеев

В Париже хотят перевести конфликт в своей заморской территории в экономическое русло

0
301
Потребительская эйфория сходит на нет

Потребительская эйфория сходит на нет

Ольга Соловьева

Повседневные траты населения РФ продолжают замедляться

0
462
Индия отвергла предложение создать азиатское "НАТО"

Индия отвергла предложение создать азиатское "НАТО"

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Инициатива, выдвинутая премьером Японии, провалилась

0
428

Другие новости