Горбачевские реформы так и не смогли стать делом всех и каждого.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
Говорят, слово «перестройка» возникло не сразу. Председатель Совета министров при Горбачеве Николай Рыжков уверяет, что это определение попыток начать экономические реформы в стране придумали сами журналисты. Есть некоторые расхождения и в сроках перестроечных процессов, и даже в том, кто был их первооткрывателем. Экс-руководитель КГБ и МВД СССР Вадим Бакатин, например, считает, что дыхание перестройки еще не ощущалось даже в 1987 году, а Рыжков напоминает о новациях еще косыгинской реформы. Нет среди авторов этого юбилейного, второго по счету номера «НГ-политики», посвященного 25-летию перестройки, однозначного мнения и о том, что произошло 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще. Одни считают развал Союза благом для стран Содружества Независимых Государств (СНГ), другие, как, например, экс-министр обороны СССР Дмитрий Язов, предательством по отношению ко всему советскому народу. Любопытны ремарки самого известного главного редактора «Огонька» Виталия Коротича об отношении президентской четы Михаила и Раисы Горбачевых к раритетным спиртным напиткам. А о том, почему вдруг возникла эта антиалкогольная кампания и кто инициировал табачные бунты, чуть ли не впервые станет известно из интервью со вторым человеком при М.С.Горбачеве – Н.И. Рыжкове.
В этом номере «НГ-политики», как и в предыдущем, присутствуют самые знаковые персоны 80-х. И говоря, вспоминая о романтических настроениях, ожиданиях того времени, сегодня, спустя четверть века, почти все они признают: перестройка не только не состоялась, она привела к неотвратимым последствиям во многих направлениях экономики и политической жизни в стране.
Многое из всего собранного и все еще собираемого материала по перестройке в силу газетного формата, к сожалению, не вошло в этот номер. Будет и следующий. В котором будут новые герои – очевидцы исторических, несмотря ни на что, событий.
«НГ-политика»