Содержание спецвыпуска НГ-Политика "Ярославский форум - 2009"
Валерий Тишков: «Глобальная модернизация требует учета интересов мультикультурных государств»
Сегодня нет и уже никогда не будет монокультурных наций, и все государства, которые научились быть культурно чувствительными, осуществлять модернизацию, учитывать культурные запросы и потребности людей, как правило, лучше преуспевают и избегают конфликтов, особенно в форме открытого насилия. <...>
И нужно сказать, что в значительной мере проявления экстремизма, сепаратизма и даже терроризма есть реакция на излишнее применение силы со стороны власти. Есть и внешние геополитические соперничества, которые поддерживают различных «борцов за свободу», но есть и внутренние причины. Есть проблемы злоупотребления властью, есть проблемы коррупции, и мы должны на это посмотреть внимательнее. <...>
Еще есть вариант, связанный с соперничеством государств и спонсированием терроризма.
Но есть еще проблема индоктринации населения. Есть взрослые дяди-теоретики, расисты самые настоящие, которые сочиняют упрощенные тексты, брошюрки или многотомные сочинения. И есть масса людей, которые недостаточно подготовлены, особенно молодые люди, которые воспринимают эти упрощенные человеконенавистнические доктрины, тезисы или призывы. Есть и часть политиков, которые прибегают к языку вражды и ненависти. <...>
И здесь одно государство не в силах справиться, хотя только национальное государство может по-настоящему обуздать, использовать право, принуждение и решить эту проблему. <...>
И последнее. Все-таки я считаю, что нам не нужно 50 лет, чтобы решить все эти проблемы, и даже не 15 и не 20 лет хаоса нас ожидают. Мне кажется, что если мы посмотрим, во-первых, на предыдущие этапы истории, когда было разрешено много конфликтов и когда были проблемы не менее сложные, то увидим позитивные тенденции.
Медведев в своей недавней статье назвал проблемы нашей страны: это неэффективная экономика, патернализм, это нестабильный Кавказ. Думаю, подобный перечень, но гораздо более серьезный могут составить другие страны, и Китай, и Индия, и другие крупные государства. И в этом отношении у Российской Федерации благоприятная перспектива. Но только в том случае, если государство и граждане будут трудиться вместе.
Валерий Федоров: «Человечество столкнулось с кризисом ценностных подходов»
Целый ряд проблем, который мешает миру бороться с терроризмом, происходит из-за путаницы понятий. В одних странах террористами готовы считать только тех, цель которых – глобализация. В других странах – тех, кто применяет террористические методы борьбы за отделение территорий и противодействующих национальным политическим режимам. Почему Англия не выдает террористов, их спонсоров, их покровителей России? Потому что их терроризм не угрожает глобализации и лидерам, и реципиентам глобализации. А мы называем это тактикой или политикой двойных стандартов. Какого же вы ожидаете доверия и помощи от нас, если вы не выдаете тех, кого мы считаем террористами? <...>
Вторая проблема – у террористов нет недостатка в кадрах, в живом человеческом материале. Современная секулярная идеология не способна бороться с таким подходом.
Еще один момент – то, что наша централизованная власть в каждом отдельно взятом государстве с огромным трудом противостоит терроризму, организованному по сетевому принципу. Что касается рецептов, я предложил бы пять принципов. ...Пока мы их не примем, борьба будет продолжаться, и она будет неудачной.
Первый принцип. Терроризм – это зло абсолютное, а не относительное. Нельзя закрывать глаза и поощрять террористов, если они борются против тех государств, с кем ты не дружишь.
Второе. Борьбу с терроризмом нельзя смешивать и подменять решением собственных идеологических либо геополитических задач. Сегодня россияне очень плохо относятся к американцам. Эта тенденция имеет возможность измениться, только если перезагрузка отношений, которую провозгласили президент Обама и президент Медведев, даст какой-то эффект. Так вот, это изменение отношений к худшему началось в 2003 году – интервенция в Ирак. Россияне, как и граждане многих других стран мира, поняли это как решение собственных задач США под флагом борьбы с терроризмом.
Третий принцип. Терроризм, конечно, не смогут победить одни спецслужбы либо правоохранительные органы – победить его может только общество в союзе с государством.
Четвертый принцип. Нынешняя модель глобализации несправедлива. И если мы закроем на это глаза, то она всегда будет продолжать подпитывать недовольство, подпитывать протест и поставлять кадры для террора.
Джордж Робертсон: «Мы должны бороться с врагами не прошлого, а сегодняшнего дня»
Для некоторых терроризм – это борцы за свободу, для некоторых – использование насилия в политических целях. Это всегда неправильно. Это несогласие относительно понятия терроризма, расизма, ксенофобии работает только на пользу тех, кто практикует эти черные дела. Я думаю, мы должны выработать общую точку зрения, подняться выше конкретных и практических примеров и признать, что действительно является злом и с чем нужно бороться.
Мы также договорились, что нужно выработать стратегическое видение относительно этих конкретных угроз нашему обществу. И это то, над чем действительно нужно поработать в будущем. <...>
И, конечно, проблема создания государств внутри государств, и агрессия, которая очень часто возникает. Что это, по сути, означает? Мы должны прежде всего попытаться решить эти задачи, чтобы внутри государств обеспечить терпимость и создать механизмы для того, чтобы остановить те разногласия, которые создают реакцию в форме насилия. Я думаю, что мы должны учиться у тех государств, которые уже решали эти проблемы и достигли успеха. Я хочу привести пример моей страны, Северной Ирландии.
Мы, государство, которое борется с терроризмом как отрицательно, так и, в известном смысле, позитивно. И мы решали проблему обеспечения стабильности и думали, что подходим к этому продуктивно. Мы между собой также согласились, что перед лицом этих задач и проблем нужно активно действовать. Миру, который подчиняется закону и праву, не удается пока выработать единый ответ в отношении этих проблем. Он должен объединиться для того, чтобы справиться с теми людьми, которые создают организации с намерением разрушить наше общество.
Нам нужно использовать существующие международные институты, чтобы подняться до уровня решения новых проблем. Не жить прошлым, как до сих пор. Нам нужно начать бороться с врагами нынешнего времени. Это террористы, те, кто практикует ксенофобию, те, кто использует сепаратизм как средство отделения людей друг от друга. Они разве кажутся непобедимыми? Нет, мы должны справиться с ними. И это зависит от всех нас, потому что по определению на этой конференции мы часть глобальной элиты, мы должны стремиться изменить мир, чтобы убедиться, что институты, которые мы создали для решения проблем прошлого, получили потенциал решать проблемы сегодняшнего дня.
Борис Грызлов: «Демократический опыт России не копирует схемы становления демократии в других странах»
Я только вчера вечером вернулся из Рима, там проходила встреча председателей парламентов стран «восьмерки». И один из вопросов, которые мы там обсуждали, был вопрос, касающийся противодействия наркоугрозе. Я хотел бы несколько подробнее остановиться на этой проблеме.
Считаю эту проблему глобальной. В России сегодня зарегистрированы примерно 500 тысяч наркоманов и около 2,5 миллиона человек принимают наркотики. Это факт. Фактом является еще и то, что в год – и это, например, прошлый, 2008 год – погибли 30 тысяч молодых людей. То есть 80 человек в сутки уходят из жизни из-за потребления наркотиков.
А вот борьба с наркотиками в мире сегодня неэффективна. Для России самым угрожающим регионом является Афганистан. В Афганистане производится 94% всех опиатов в мире. И, по разным оценкам, они колеблются, это примерно 30% произведенных опиатов, продавливаются на территорию России. <...>
Непонятно, по какой причине ООН до сих пор не приняла решения о повышении уровня угрозы вот этого распространения наркотиков с территории Афганистана до уровня угрозы миру и международной безопасности.
И как бы в пику этой проблеме поднята проблема пиратов в районе Сомали. Эта проблема выведена на уровень угрозы мира и международной безопасности. В то время как количество жертв от пиратских набегов составляет сегодня несколько десятков человек. В то же время в Совете Безопасности ООН есть цифры погибших от применения наркотиков с территории Афганистана – это 16 миллионов человек. Вот разница.
Российская делегация будет вносить предложения по резолюции. И я просил вчера спикеров «восьмерки», еще присутствовало пять других государств – Бразилия, Китай, Индия, Южно-Африканская Республика и Египет – поддержать мнение российской делегации, которое мы будем излагать в Нью-Йорке. Также я считаю, что нужно устанавливать более тесную координацию между НАТО и ОДКБ в борьбе с афганским наркотрафиком.
Хотел бы также обсудить еще одну проблему государственной безопасности. Это вопросы, касающиеся регулирования миграции. Понятно, что эти проблемы есть у многих государств. Россия тоже относится к числу «лакомых кусков». Если сравнить уровень трудовой миграции из стран, которые сейчас находятся на территории бывшего Советского Союза, то Таджикистан, Грузия, Азербайджан – это те страны, которые направляют наибольшее количество мигрантов. В Москве их количество превышает два миллиона, а в целом по России постоянно находятся около 12 миллионов. <...>
Понятно, что эти вопросы приводят к всевозможным столкновениям на межнациональной почве, на почве криминального раздела рынков, получения доходов. И ясно, что мы вынуждены принимать законы, которые регулируют эмиграцию, поддерживают более или менее приличное соотношение на рынке труда. <...>
Хотел бы сказать еще о том, что если анализировать демократический опыт России, то мы видим, что наш этот опыт является национальным. Он не копирует какие-либо другие схемы становления демократии в других странах. На протяжении многих веков в нашей стране рядом друг с другом жили люди разных национальностей, разных вероисповеданий.
Эмми Чуа: «Свободный рынок ведет к ксенофобии»
В числе иностранных участников секции «Современное государство против терроризма, сепаратизма и ксенофобии» была заявлена Эмми Чуа, профессор Йельского университета, автор известных книг «Мир в огне» и «День империи».
Она подняла крайне острую тему взаимосвязи между рынком, демократией и этническими конфликтами. В 1990-е годы, полагает эксперт, в западном политическом сообществе господствовало устойчивое мнение, что свободный рынок и демократия должны идти рука об руку. Реальность оказалась прямо противоположной: демократия привела к нестабильности в мире, а глобализация рыночной экономики вызвала новые межэтнические проблемы, многие из которых имеют под собой рыночную основу.
Китаянка по происхождению, Эми Чуа привела такой пример: в США китайская диаспора, составляющая около 1% населения, контролирует до 60% частного сектора экономики, начиная с фондовой биржи и кончая крупными транспортными артериями. Доля же «титульных» американцев составляет всего 14%. Перекосы, связанные с таким «рыночным» доминированием, приводят к недовольству коренного населения в отношении всех этнических меньшинств, которые живут в этой стране. Что, в свою очередь, немедленно приводит к нетерпимости и к различного рода угрозам, к ксенофобии.
Юнус-Бек Евкуров: «В борьбе с экстремизмом государства должны преодолеть разобщенность»
Главная болезнь на сегодняшний день, та болезнь, которая охватила, я уже осмелюсь сказать, весь мир, – это международный терроризм.
Сегодня было очень правильно замечено, что когда в 90-е годы Россия уже вела борьбу с терроризмом, многие государства мира не хотели этого признавать. В том числе и ведущие государства, которые могли бы в тот период оказать нам существенную помощь.
Но только тогда, когда в 2001 году в Америке случилась трагедия, мир проснулся. И сейчас многие государства спокойно смотрят на тех, кто укрывает международных террористов у себя, но этим государствам надо понимать опять же, что завтра беда придет в их дом, и будет уже поздно.
Сегодня мы столкнулись с этой проблемой. Мы воюем с ней в прямом смысле слова. Мы стараемся. И я скажу по Кавказу, по республике в частности: из последних уничтоженных 30 членов бандформирований 27 иностранцев. Поэтому мы говорим – да, это международный терроризм. И с этим надо бороться.
Причин того, почему борьба недостаточно эффективна, много. Первая, я считаю, – разобщенность самих государств. Нежелание их руководителей совместно бороться против этого зла. Отсюда укрывательство. Если мы сегодня в России признаем, что такие-то организации, такие-то деятели – террористы, то почему-то другое государство почитает за честь принять их и укрыть у себя. Так нельзя делать. Мы совместно должны бороться со злом.
Вторая причина – отсутствие той идеологии, которую необходимо противопоставить международному терроризму.
Третья причина – то, что спецслужбы определенных государств сперва создают какую-то организацию, а потом эта организация выходит из-под контроля – искусственно или же самостоятельно. С этой причиной тоже необходимо бороться.
Ну и, естественно, то, что я говорил, – нельзя не учитывать опыт других регионов, других государств, которые борются с терроризмом, и ждать, пока эта беда постучится в твой дом.
Исходя из этого, конечно, хотелось бы, чтобы мир, в конце-то концов, проснулся – особенно это касается ведущих государств мира – и понял, что не сегодня завтра эта беда будет общей.
Николай Бордюжа: «У терроризма пока нет даже общего международного юридического определения»
Пока нет действительно серьезной коллективной деятельности, коллективных усилий, направленных на реальную борьбу с терроризмом. У нас нет коллективной координации. И если в рамках ОДКБ хоть что-то делается, то в глобальном плане делается мало. Причем не на уровне руководителей спецслужб и правоохранительных органов – там-то как раз более или менее все неплохо – на уровне политиков нет серьезной совместной деятельности и усилий по противодействию терроризму. И это одна из причин – думаю, что самая серьезная, – почему у нас так слабо пока идет эта работа.
Во многих государствах нет серьезной работы по борьбе с терроризмом органов исполнительной власти. Мы почему-то думаем, что с терроризмом борются только спецслужбы. Должно бороться все общество, начиная от создания правовых основ и заканчивая информационной работой. <┘>
Мы не подошли еще к пониманию необходимости использования информационного поля для противодействия терроризму. Средства массовой информации в сфере борьбы с террором не проводят единую политику. Мы вообще очень слабо работаем в информационном плане с различными категориями потенциально наиболее подверженных террористическим проявлениям граждан. И от этого получаем огромное количество людей, которые готовы вступить в террористическую организацию. <...>
Как можно вообще сегодня говорить в глобальном масштабе на международной конференции о борьбе с терроризмом, когда у нас даже нет юридического понятия, признанного всеми государствами. Организация Объединенных Наций не может сформулировать юридически корректное определение терроризма. В разных организациях договорились, что такое терроризм. В мире – не договорились. И вряд ли договорятся.
Иосиф Дискин: «Нам необходима смена модели глобализации»
Если растет глобальная ответственность национальных государств, необходимо думать о выработке общих норм и правил.
Совершенно правильно, что ни терроризм, ни сепаратизм не может победить одно государство, оно может победить его только в союзе с гражданским обществом. Государство должно быть не только умным, но и понимающим. Понимающим разные пути к одним и тем же ценностям, о стремлении к которым говорили здесь все. Ценности свободы, демократии, либерализма недискутабельны, а вот дороги к ним очень даже извилисты, они пролегают через ухабы истории, через прошлые раздоры, через наследие. За попытку игнорировать это приходится дорого платить.
Нам необходима смена модели глобализации, которая несет в себе универсальные институты и универсальные подходы. Если мы готовы принимать другие ценности, то я думаю, что и глобализация – отказываться от нее просто невозможно – должна включать в себя очень большой веер разных институциональных инструментов. Это совершенно новая стратегия глобализации.
И самое последнее замечание. Мне представляется, что Россия – хорошее место, чтобы это обсуждать. Потому что это мост между Европой и Азией. Страна с огромными историческими традициями. Мы заплатили слишком дорогую цену за свою историю для того, чтобы выстраивать более безопасный, более справедливый, более процветающий мир.
Все материалы спецвыпуска НГ-Политика "Ярославский форум-2009"